Хотя мы попытались показать несостоятельную позицию тех, кто утверждает, что большинство жителей Теннесси были против отделения, и только государственный переворот губернатора Харриса привел штат к Конфедерации, тем не менее, верно, что большое число его жителей сопротивлялось выходу и оставалось открыто лояльным.
Особенно это касалось Восточного Теннесси. Ее неизменная преданность является яркой иллюстрацией физических условий и причин, лежащих в основе Гражданской войны. Теннесси был заселен общей группой первопроходцев из Северной Каролины.
Многие из них, привлеченные прекрасными пейзажами и благоприятным климатом, нашли дома к востоку от гор Камберленд, в то время как другие пересекли горы и завладели богатыми равнинными землями и аллювиальными низинами Среднего и Западного Теннесси. Когда штат был принят в Союз в 1796 году, его население было однородным. Институт рабства существовал во всех частях государства.
В Западном и Среднем Теннесси, где почва и климат были подходящими для выращивания хлопка, рабский труд был очень прибыльным. В Восточном Теннесси бедные горные фермы едва ли вернули белых к труду. В результате этой разницы в природных условиях рабство процветало в Западном и Среднем Теннесси, но в Восточном Теннесси к 1860 году оно почти исчезло, за исключением богатых плантаций, которые граничили с рекой Теннесси.
Поэтому усилия по созданию Конфедерации, основанной на рабстве, не нашли поддержки среди жителей Восточного Теннесси. Их интересы и симпатии были связаны со свободными штатами Севера, и они отвергли голосованием два к одному каждое предложение, направленное на отделение.
В глазах нации Эндрю Джонсон был представителем лояльности Восточного Теннесси. Выступая в Сенате Соединенных Штатов, он осудил уход южан как государственную измену и отказался освободить свое место даже после того, как Джефферсон Дэвис объявил Теннесси частью Конфедерации.
После Джонсона самым видным профсоюзным деятелем был У. Г. Браунлоу, редактор ноксвиллского вига Мистер Браунлоу во многих отношениях является самой уникальной фигурой в истории штата Теннесси.
Он начал жизнь учеником плотника, но, отслужив свое ученичество, поступил в методистское служение и десять лет без перерыва ездил на велосипеде по кругу. Его любовь к спорам привела его к большинству политических и религиозных дискуссий того времени и принесла ему прозвище “Боевого священника”. Около 1835 года он стал редактором и издателем газеты вигов, которая быстро набрала больший тираж, чем любая другая политическая газета в штате.