Найти тему
неСЕКРЕТНЫЕ ФАКТЫ

Пираты... Охотского моря!

В непростой истории отношений России и Японии есть интересные и не очень широко известные эпизоды. Например, первый вооружённый конфликт, произошедший в начале XIX века.

Предыстория тех событий началась с учреждения 8 июля 1799 года Российско-американской компании, цель которой заключалась в освоении Русской Америки и Дальнего Востока.

Компания – предприятие коммерческое, поэтому торговле с соседями уделялось огромное внимание. Но дело в том, что ближайшее государство, Япония, проводила политику почти максимальной самоизоляции. Только Китай, Корея, королевство Рюкю и нидерланды (конкретно в этот исторический период - Батавская республика) могли присылать в Японию свои торговые корабли, как видите, России в этом списке нет, а очень хотелось быть.

С целью установления торговых и дипломатических отношений с Японией в составе первой русской кругосветной экспедиции в эту закрытую страну был направлен один из руководителей Российско-американской компании – Николай Петрович Резанов.

Неизвестный художник. Портрет кавалера Н.П. Резанова.
Неизвестный художник. Портрет кавалера Н.П. Резанова.

Да, тот самый Резанов, история отношений которого с дочерью коменданта Сан-Франциско Кончитой стала сюжетом популярнейшей рок-оперы «Юнона и Авось». Но наша история вовсе не о романтических отношениях.

В конце сентября 1804 года шлюп «Надежда» вошёл в Нагасакский залив. Российская делегация почти полгода ожидала ответа японского правительства на предложение начать переговоры. В итоге 23 марта 1805 года Резанову было объявлено, что правительство Японии не может принять посла и не желает установления торговых отношений с Россией. Шлюп «Надежда» должен был немедленно покинуть Японию.

Резанов в ответ на такое решение составил меморандум в очень резких тонах. Кратко смысл этого послания был таков: по мнению Резанова, отказ японского правительства вызван кознями одного лишь какого-то министра, поэтому его нужно наказать (имя, правда, не называлось); далее он требовал на Матмае (то есть Хоккайдо) назначить порт для русско-японской торговли; ещё в меморандуме указывалось, что все земли севернее Хоккайдо принадлежат России; ну и ещё он угрожал предпринять серьёзные меры, которые приведут к потерям, очевидно людским.

Свои угрозы Резанов не оставил только лишь на бумаге, у него появился план настоящей силовой экспедиции против японских поселений на Сахалине и Курилах. Важно понимать, что никакого государственного одобрения этот план не имел, то есть представлял он собой настоящий морской разбой, стопроцентное пиратство.

Для исполнения своего несанкционированного российским руководством плана Резанов выбирает двух исполнительных и смелых морских офицеров, находившихся на службе в Российско-Американской компании. Командир брига «Юнона» лейтенант Николай Александрович Хвостов и командир тендера «Авось» мичман Гавриил Иванович Давыдов. Им пришлось стать, по сути, настоящими пиратами.

6 октября 1806 года бриг «Юнона» под командой Хвостова бросил якорь в заливе Анива. На следующий день часть экипажа высадилась на берег в селении Кусюнкотан, которое являлось важнейшим рыболовным промыслом японцев на Сахалине. Здесь были подняты военный и торговый российские флаги, остров был провозглашён владением России, местное население – айны – одарены безделушками, а их староста награждён серебряной медалью на владимирской ленте и специальной грамотой. После этого российские моряки разорили все найденные ими на берегу залива японские магазины и фактории, пленив четверых японцев. Находившиеся на японских складах товары были захвачены, а часть их отдана на разграбление айнам. Затем все японские постройки и запасы строевого леса были сожжены и «Юнона» отправилась на Камчатку.

Залив Анива
Залив Анива

Перезимовав на полуострове, в мае 1807 года «Юнона» и «Авось» направились на остров Уруп, чтобы выяснить судьбу основанного там русского поселения. Но из-за непогоды корабли прошли мимо Урупа и в середине мая оказались у берегов Итурупа. Здесь было обнаружено небольшое японское селение, а далее всё по отработанной схеме: местным айнам подарки, японцев – в плен, их имущество разграблено, селение сожжено.

24 мая русские корабли атаковали самое крупное поселение японцев на Итурупе – Сяна. Гарнизон численность не менее 300 человек был разгромлен, магазины японских купцов и промышленников разграблены, а само поселение… Догадаетесь? Правильно – сожжено.

Посетив Уруп, «Юнона» и «Авось» 10 июня вошли в залив Анива, где сожгли оставшиеся на побережье японские строения. Затем Хвостов и Давыдов двинулись в сторону Хоккайдо. По пути они встретили четыре японских судна, брошенные в панике экипажами, разграбили их и после этого сожгли, а на берегу небольшого японского островка Рисири обнаружили несколько пустых казарм, с которыми поступили… ну, вы уже и сами знаете как (да, сожгли).

За эти самовольные пиратские действия Резанов ответить не успел, так как тяжело заболел и скончался в марте 1807 года. Отчаянные офицеры Хвостов и Давыдов сначала были арестованы в Охотске, но сумели бежать и вернулись в Санкт-Петербург. В это время началась Русско-шведская война 1808—1809 годов, уникальный боевой опыт офицеров оказался востребован, и вместо суда они оба были откомандированы на войну, где проявили исключительную храбрость в ряде морских боев. Но в качестве наказания за самовольство на Дальнем Востоке Александр I откажется их наградить заслуженными боевыми орденами.

А в Японии обо всём этом не знали и считали, что война с Россией только начинается. Рассматривались возможные ответные меры, но всё ограничилось тем, что японцы восстановили разрушенные селения на Сахалине и Итурупе и значительно усилили здесь своё военное присутствие.

Кроме того, всё ещё веря в начало русской военной кампании, японцы захватили в 1811 году семерых членов экипажа шлюпа «Диана» во главе с командиром корабля Василием Михайловичем Головниным и держали российских моряков в плену долгие 26 месяцев.

Интересно, что по задумке Резанова пленённые Хвостовым и Давыдовом японцы должны были быть отправлены на Аляску! Но в итоге бо́льшая часть пленных была отпущена, а двое доставлены в Охотск в качестве переводчиков.

Раз вы дочитали аж до этого момента, возможно, вам будет интересно узнать дальнейшую судьбу Хвостова и Давыдова. По официальной версии эти достойнейшие офицеры, успевшие побывать пиратами, погибли в октябре 1809 года – утонули в Неве. Тела их обнаружены не были, поэтому в народе упорно ходили слухи, что Хвостов и Давыдов на самом деле инсценировали свою гибель и перебрались на Аляску, где планировали начать добычу драгоценных камней, богатое месторождение которых им стало случайно известно во время службы в Российско-Американской компании.

И ещё один интересный факт вдогонку. Японский историограф XIX века Кумэ Кунитакэ считал, что нападение Хвостова и Давыдова оказало огромное влияние на историческое развитие Японии, так как подготовило почву для идеологии «изгнания иностранцев», что привело к краху сёгуната Токугава и к Реставрации Мэйдзи, в результате которой Япония превратилась из отсталого феодального государства в очень сильную державу.

Спасибо за внимание!