Воспринимая город в ярком электрическом свете, мы не задумываемся о том, как темно было в дореволюционную эпоху Петербурга, которую принято романтизировать. Сегодня свет, особенно в архитектуре — это такая же важная часть города, как и транспортная система или водоснабжение. Есть ли в Петербурге интересные световые решения и почему его хотели погрузить во тьму — читайте в нашем материале.
До появления электричества долгое время в городе подсвечивали только мосты и набережные. Сохранились изображения городских площадей, улиц, набережных, исполненные петербургскими художниками второй половины XVIII-XIX веков, дающие представление о многолетнем периоде масляного освещения. Оно ушло в прошлое, не оставив никаких следов. Одни из немногих напоминаний об освещении тех лет сегодня остаются именно мосты. В 1780-х годах на Фонтанке было построено 7 типовых мостов с каменными башнями, рядом с которыми располагались гранитные торшеры, а на них — светильники с выдувными стеклами.
С появлением газового освещения у фонарей появилось новое предназначение. Первые опыты по созданию газовых установок, предназначенных именно для освещения зданий, начали проводить еще в 1810-1820-е годы. К наиболее ранним проектам архитектурного освещения можно отнести появившиеся в 1860-е годы светильники на кронштейнах на фасаде Михайловского театра.
Зачем городу архитектурное освещение?
Сегодня во всем мире модернизируется подход к стратегиям освещения и расстановке акцентов с помощью подсветки. Благодаря освещению город способен не только выстраивать маршруты, но также презентовать здания в «лучшем свете», а иногда и выгодно «продать». К примеру, история уличного освещения Манхэттена началась с того, что в 1697 году Общественный совет Нью-Йорка потребовал, чтобы окна домов, выходивших на прохожие улицы, освещались в темное время — и все для уличной торговли.
Пионер светодизайна, американец Ричард Келли, в свое время выделил несколько видов освещения, дарящих городу его незабываемую атмосферу: акцентное и декоративное, которое он назвал «игра бриллиантов». Именно play of brilliants доставляет человеку эстетическое удовольствие.
Это Таймс-сквер ночью, это бальный зал, который освещают хрустальные люстры. Это солнечные зайчики в фонтане или ряби ручья. Это горсть алмазов при свете солнца. «Сияние бриллиантов» возбуждает зрительный нерв, пробуждает любопытство...
А что в Петербурге?
Несмотря на то, что ночное освещение в Петербурге является одной из деталей, формирующих бренд нашего города, в разгар пандемии, 2020 году, ночную подсветку планировали отключить для сохранения бюджета. Решение её оставить было принято буквально за сутки. И дело не только в том, что освещение формирует неповторимую атмосферу города — подсвеченные здания создают дополнительный уровень безопасности как для транспорта, так и для пешеходов.
У Петербурга общей стратегии освещения нет до сих пор, и причина тому — разные эпохи застройки города: центр полон открыточных видов, которые необходимо поддерживать и в ночное время. Чего нельзя сказать о спальных районах, где на данный момент приоритетнее решить проблему общей освещенности территорий.
Именно поэтому особенно выделяется Лахта-центр на окраине города, который сегодня выступает как современный маяк. Лахта окрашивается в цвета праздников, которые проходят в городе: на Новый год — зелёный, красный в честь Алых Парусов, в День России гордо светит триколором, а на День Победы носит Георгиевскую ленту. Лахта-центр заметен с любой точки не только благодаря своим размерам, но и грамотной подсветке.
Какие здания особенно отмечают световые дизайнеры помимо Лахты в Петербурге сегодня?
По словам Сергея Сизого, ведущего светодизайнера компании Philips, Университетская набережная «очень хороша»: «Тут используют заливающий свет — прожекторы фронтального освещения, с помощью которых имитируют вид фасадов при дневном свете. Здания становятся некой световой стеной...Эта набережная — пример того, как объединяющие принципы подсветки не мешают индивидуальности каждого строения». Удостоилась похвалы и подсветка офиса одного из банков на Большой Морской, 30.
Самым удачным и продуманным объектом в плане светового дизайнер называет Медный всадник, а вот главную достопримечательность города — Петропавловскую крепость — наоборот приводит в пример неудачного освещения достопримечательности такого уровня: «Шпиль собора Петра и Павла совсем незаслуженно обделили вниманием. Впрочем, и вся крепость освещена недостаточно. Петропавловка должна быть однозначной доминантой, а она таковой не является. Скорее напротив: остаётся одним из наименее освещённых участков. Единственное, что сейчас хорошо, — это имитация света, исходящего из собора, из звонниц и окон».
Архитектурное освещение не только помогает городу выстроить запоминаемый образ — это еще и рассказ города о себе тем, кто приехал знакомиться с Петербургом во всех его ипостасях.
А что в ночном Петербурге восхищает вас?
Фотографии: shutterstock.com, protect812.com, unsplash.com, wikimapia.org