Найти тему

«Неабсолютный» абсолютный слух. Часть II.

Оглавление

Виды абсолютного слуха.

Абсолютных слух делится на подвиды. Один из принципов классификации будет понятен и широкому читателю, а вот второй поймут те, кто хоть как-то разбирается в музыкальной теории. В конце статьи возвращаюсь к понятному для всех изложению, так что не спешите закрывать статью посередине, дочитайте до конца:)

Начнем с понятной всем классификации – по способности человека воспроизводить звуки на заданной высоте.

• Активный абсолютный слух – человек способен не только распознавать ноты, но и не задумываясь воспроизводить их (проще говоря – петь). К тому же обладатели такого вида слуха могут узнавать ноты, исполненные на любом инструменте на любой высоте. Статистика говорит, что среди музыкантов таких людей от 3% до 8 %, и мужчин среди них от 6 до 8 раз больше, чем женщин (обидно, что уж там. Хотя я и есть одна их таких немногих женщин…). А среди немузыкантов таких людей – 1%. 

P.S. (всю приведенную статистику я буду проверять на основе опросов. Результаты опросов приведу в последней статье цикла о видах слуха)

• Пассивный абсолютный слух – человек узнает звуки, но воспроизводить их не в состоянии. Встречается гораздо чаще, чем активный вид.

• Псевдоабсолютный слух – находится посередине между абсолютным и относительным слухом. Его обладатели могут определять высоту звука только на определенных инструментах. Например, только на скрипке и ее родственницах (альте, виолончели и контрабасе), или только звуки фортепиано. Если у вас нет абсолютного слуха, но очень-очень хочется его иметь, то вы можете развить его самостоятельно – и получится псевдоабсолютный слух (правда, название какое-то пренебрежительно-обидное. Но ничего не поделаешь – такая терминология). Методику я изложу в одной из следующих статей.

А теперь начинается часть статьи, предназначенная для людей, которые знакомы с музыкальной теорией, закончившие или хотя бы посещающие музыкальную школу.

Абсолютный слух делится по типу настройки на:

• Линеарный – настройка на хроматическую шкалу. 

• Полярный (не Александр) – настройка на кварто-квинтовую шкалу. 

Квинтовый круг как визуализация полярного и линеарного типа слуха
Квинтовый круг как визуализация полярного и линеарного типа слуха
Хроматическая гамма как визуализация полярного и линеарного типа слуха
Хроматическая гамма как визуализация полярного и линеарного типа слуха

Особенности двух типов в сравнении:

1. Ошибки

Линеарный: такие люди чаще путают между собой смежные звуки, нежели те, которые сильно отличаются по высоте друг от друга.

Полярный: его обладатели лучше определяют соседние звуки, нежели находящиеся на большом расстоянии друг от друга.

2. Настройка инструмента

Линеарный: могут определить степень отклонения инструмента от строя (на какой интервал «расстроился»).

Полярный: быстрее ощущают момент, когда инструмент отклоняется от настройки («расстраивается»).

3. Предпочтения в типе фактуры:

Линеарный: предпочитают полифонию гомофонии.

Полярный: предпочитают гомофонию полифонии

4. Возраст:

Линеарный: обнаруживается у детей после 6-ти лет и преобладает над полярным

Полярный: обнаруживается у детей до 6-ти лет.

Стоит помнить и о том, что у людей встречаются смешение этих двух типов слуха, причем оба – слабо выражены. Такой тип слуха считается промежуточным, не являющийся самостоятельным типом.

Вот даю я вам сухие определения да классификации. А каждый человек уникален. И далеко не все явления можно классифицировать, препарировать и разложить по полочкам. 

Например, уже упоминаемый мной в прошлой статье пианист К. Игумнов мог определять звуки музыкальные, но не шумовые; слышал тональности, но не мог определить звуки в многозвучном аккорде.

Некоторые люди настолько проникаются тонкостью звуковых ощущений, что все свойства вещей и явлений так или иначе относят к музыке. Таков был композитор Н. А. Римский-Корсаков, который писал: «Знаете, все тональности, строи и аккорды для меня лично, по крайней мере, встречаются в самой природе, в цвете облаков или же в поразительно прекрасном мерцании цветовых столбов и переливах световых лучей северного сияния! Там есть и Cis [До-диез мажор] настоящие, и h [си минор], и As [Ля-бемоль мажор], и все, что хотите». По-моему, это просто фантастика и какая-то невероятная степень синестезии.

Уникально восприятие русского и советского дирижера К. Сараджаева. Он слышал Тон каждого человека, вещи и даже явления природы. Свою способность дирижер считал Истинным слухом, который помогает постичь мироздание. В его высказываниях можно найти объяснение его уникальных и невероятных ощущений: «Тон человека постигается вовсе не по тону его голоса, человек может не произнести ни одного слова в присутствии человека, владеющего истинным слухом; Однако им сразу будет определен тон данного человека, его индивидуальная гармонизация…». Можно только догадываться, что происходило в голове Сараджаева и как он это чувствовал. Но, по-моему, это просто невероятно. 

К. Сараджаев. К сожалению, в инете есть фото только в таком качестве.
К. Сараджаев. К сожалению, в инете есть фото только в таком качестве.

К сожалению, наличие абсолютного слуха не у всех открывает такие невероятные способности восприятия. Вероятнее, что человек будет способен великолепно писать диктанты и осваивать игру на инструменте, не открывая нечто высшее, духовное и тонкое чувствование музыки. То есть, механика преобладает над смысловой частью. К сожалению, такое встречается. Так же, например, абсолютники бывают неспособны ощутить окраску созвучий: радостное или грустное, устойчивое или нет, светлое расслабляющее или темное напряжённое. Я знаю, о чем говорю – сама такая. Научилась чувствовать именно краску благодаря тому, что много играла Дебюсси и вслушивалась в его гармонии, за что ему огромное спасибо. 

Бывают также случаи, когда абсолютники слышат у себя в голове, как должна звучать написанная мелодия, а вот чисто её воспроизвести не могут. Один из моих учеников имеет такую проблему, и в нем я с печалью узнаю себя в младшем возрасте. И это можно исправить только слушанием себя, а не представлением того, как мелодия должна звучать. этому помогает закрывание ушей. Закрываешь уши – и слышишь себя как бы со стороны (и ужасаешься).

Как видите, абсолютный слух – не панацея к успешной музыкантской карьере. Но явление любопытное. И в следующей статье выдам вам несколько теорий его возникновения.

—————————————————————————————————————

См. первую часть статьи.

—————————————————————————————————————

Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊