#Музейныйкалендарь
Александра Александровна Яблочкина – (3 (15) ноября 1866 – 20 марта 1964) русская и советская театральная актриса, педагог. Театральную карьеру начала в 1885 году в Тифлисском театре русской драмы. С 1888 на протяжении более чем 70 лет служила в Малом театре в Москве. В 1915 году Яблочкина возглавила Русское театральное общество (РТО, с 1932 — Всероссийское театральное общество) и была его председателем до конца жизни. В 1943 году стала лауреатом Сталинской премии первой степени.
У Александры Александровны было столько достижений и заслуг в ее профессии, что все относились к ней с огромным уважением. Возможно, поэтому артистке и прощались такие скандальные высказывания, за которые любого другого могли отправить в ссылку.
Однажды в ответ на вопрос, как она представляет себе коммунизм, артистка ответила, что, мол, в магазинах будет много продуктов, у каждого будет свой дом, не придется ютиться в коммуналках и т.д. В завершение актриса резюмировала: "Как при царе..."
Из воспоминаний А.А. Яблочкиной:
Помнится мне один случай. Одна из молодых актрис смотрела вместе со мной в Малом театре какой-то спектакль. Центральную роль играла И.П. Уманец-Райская. Ее жестоко критиковала моя товарка, мне же игра Райской понравилась, и мы сильно поспорили. В антракте, зайдя за кулисы, мы оказались против уборной Уманец-Райской. Дверь была открыта, я поздоровалась, но не вошла, а моя спутница влетела в уборную и бросилась целовать Ираиду Павловну, рассыпаясь в восторженных похвалах ее исполнению.
А я так и не научилась кривить душой — не могла хвалить актера или актрису, когда они мне не нравились. Каково б ни было положение актера в труппе, как бы сильно ни было его влияние в театре, я не могла настроить себя на льстивый тон. Оставалась искренней и говорила в лицо свое мнение... и наживала себе недругов. Но я хотела играть, иначе жизнь мне становилась не мила. Я мечтала о многих ролях, переписывала их и тщательно разучивала. Это была совершенно бескорыстная работа. Работа только для себя, работа, которая так и не выходила за пределы моей комнаты. Ведь никто не назначал меня играть эти роли, я трудилась над ними для самой себя. И в этом находила большое внутреннее удовлетворение