Найти тему
Паисий Святогорец

При каких двух условиях христианину можно обличать других?

Архимандрит Епифаний Хаджиянгу, автор Толкования Символа веры и Толкования на Нагорную проповедь. Флорина, Греция, 2021
Архимандрит Епифаний Хаджиянгу, автор Толкования Символа веры и Толкования на Нагорную проповедь. Флорина, Греция, 2021

Предпосылки для обличения других

Перед тем, как закончить важную тему осуждения, давайте скажем несколько слов о добром суде или о братском обличении.

Бывают ситуации, когда обличение не только позволительно, но и необходимо. Например, кто-то систематически совершает грех, который приводит к общественным соблазнам. Да, в этом случае нам следует словами и поведением попытаться исправить нашего ближнего. Однако, для такого исправления необходимы две предпосылки.

Вы читаете отрывок из новой книги архимандрита Епифания Хаджиянгу "Толкование на Нагорную проповедь Господа Иисуса Христа". Книга готовится к изданию, другие труды архимандрита Епифания и преподобного Паисия Святогорца по ссылке внизу. Будем рады вашим мнениям в комментариях

Первая предпосылка: обличать брата следует исключительно от любви и от искренней заинтересованности в его исправлении. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Исправь его, но только не как своего врага. Исправь его, но как врач, который готовит и приносит лекарства для того, чтобы вылечить больного. Обличая ближнего, не становись его горьким и жестоким обличителем».

И вторая обязательная предпосылка: перед тем, как очищать другого, надо прежде очистить себя самого. Святитель Григорий Богослов говорит об этом так: «Сначала надо очиститься самому и только потом очищать других». Поэтому и Христос, в евангельском отрывке, который мы сейчас рассматриваем, продолжает так:

Мф.7:3 Что́ же ви́диши суче́цъ, и́же во о́цѣ бра́та тво­его́, бервна́ же, е́же е́сть во о́цѣ тво­е́мъ, не чу́еши?

Мф.7:4 Или́ ка́ко рече́ши бра́ту тво­ему́: оста́ви, да изму́ суче́цъ изъ очесе́ тво­его́: и се́, бервно́ во о́цѣ тво­е́мъ?

Мф.7:5 Лицемѣ́ре, изми́ пе́рвѣе бервно́ изъ очесе́ тво­его́, и тогда́ у́зриши изъя́ти суче́цъ изъ очесе́ бра́та тво­его́.

Простыми словами: зачем ты смотришь на соринку в глазу твоего брата, но при этом не чувствуешь бревна в собственном глазу? Почему ты видишь маленький проступок твоего брата, оставаясь при этом бесчувственным к проступку собственному и более тяжелому?

Или, как ты скажешь своему брату: дай мне вынуть соринку из твоего глаза, позволь мне исправить твой маленький грех, в то время, как в твоем собственном глазе бревно, то есть, сам ты, в ту же минуту, когда пытаешься обличить другого, виновен в более тяжком грехе, чем тот, что пытаешься обличить в другом?

Лицемер, притворяющийся, что хочешь исправить других! Если ты действительно делаешь это от заботы о ближнем и от любви к нему, то вынь сначала бревно из своего собственного глаза и тогда ты ясно увидишь, как вынуть соринку из глаза твоего брата.

Как мы видим, Христос не запрещает обличать. Да, ты можешь исправить ошибки своего брата. Но при важном и обязательном условии: сначала ты должен исправить свои собственные, более серьёзные ошибки.

Вывод: будем держаться подальше от душетленного зла осуждения. Одной только этой страсти будет вполне достаточно, чтобы закрыть перед нами райские двери. А если мы не будем осуждать, то, возможно, и удостоимся увидеть лицо Бога, как рассказывается об этом в древнем Патерике.

В одном монастыре жил монах. Он был исключительно нерадив в монашеской жизни. И вот, он тяжело заболел. Приблизился его смертный час. Игумен и остальные братия окружили его одр, чтобы подбодрить его в последние минуты. Однако, с изумлением, они увидели, что брат встречает наступающую смерть с необыкновенным спокойствием и радостью.

Сынок, сказал тогда игумен, мы все здесь знаем, что ты не был особо ревнив к своим монашеским обязанностям. Как же ты с таким дерзновением переходишь сейчас в иную жизнь?

Всё так, геронда, слабеющими губами прошептал нерадивый брат. Я был совсем никудышным монахом. Однако в жизни своей, я с акривией ( греч. точность, безупречность) сохранил одну-единственную заповедь: я никогда не осудил ни одного человека. Поэтому, я скоро собираюсь сказать Господу Христу, представ перед Ним: "Господи мой! Ты обещал "не судите, да не судимы будете". И я надеюсь, что Он не будет судить меня строго.

С миром отправляйся в вечный путь, сынок, с изумлением ответил игумен. Тебе удалось спастись без труда.

Итак, вот лёгкий способ попасть в рай: не осуждать наших ближних.

Нажать и купить книги отца Епифания Хаджиянгу и преподобного Паисия Святогорца

© Электронное издательство "Орфограф"

Первый том Толкования Символа веры архимандрита Епифания Хаджиянгу уже в продаже
Первый том Толкования Символа веры архимандрита Епифания Хаджиянгу уже в продаже