Сейчас будет история из разряда автор-пишет-через-что-прошел-сам. В начале этого месяца, как обычно, сделала заказ в интернет-магазине, уже ожидала посылку, как мне присылает смс таможенный брокер "ТАНАИС" с просьбой предоставить им скан паспорта для заполнения таможенной декларации. Все бы ничего, но очень странно, что именно на российской таможне у меня решили проверить паспортные данные. К тому же они признали мой товар аномальным. В свою очередь, чтобы перестраховаться, интернет-магазин открыл спор, где я представила доказательства в виде подтверждения своих паспортных данных, однако меня не услышали и пришлось связываться напрямую с брокером и ФТС РФ. К моему неудивлению, сотрудник клиентской поддержки ФТС ничего не сказал по поводу моего заказа и дальнейших действий по предоставлению паспортных данных, сославшись что "чем быстрее вы напишете на почту поддержки, тем быстрее они ответят". Разумеется мне ничего не ответили.
Крайне удачным оказался звонок к таможенному брокеру, где мне указали, что я могу прикрепить скан паспорта, "замазав" фотографию и свою подпись. Но отправлять я им этого не стала. Пока. Вот почему:
По закону персональные данные - любая информация, относятся к физическому лицу. Любой, кто получает и использует сведения о других людях, становится оператором персональных данных и должен соблюдать нормы закона. (см: ст. 3 ФЗ "О персональных данных"). Конституция РФ в ст. 24 указывает, что нельзя обрабатывать, хранить и распространять информацию о человеке без его согласия. Поэтому, это наше право отказаться подтверждать наши персональные данные. А, если вы намерены это сделать, то нужно подтверждать их письменно, а не присылать фото документа, чтобы не было потом "на мой паспорт взяли 10 кредитов".
В общем, таможенный брокер, который я упоминала выше, имеет смутные отзывы. Некоторые пишут, что им нельзя отправлять скан паспорта, в оппозицию же выходят те, кто уже имел дело с данной организацией и утверждают, что они не требуют полного разворота паспорта, а только ФИО, дату рождения, выдачи и кем он был выдан. Замечу, что с помощью такой фотографии (скана) нельзя понабрать кредитов из-за отсутствия вашей подписи и фото. Сам АО "ТАНАИС" требует скан документа на основании Приказа ФТС №1060 от 05.07.2018 г. К сожалению, брокер не предоставил информации где и в каких пунктах содержится данное требования, но мой зоркий глаз юриста нашел несколько пунктов, в которых находится такое требование:
- V. Использование ЕАИС ТО при приеме, регистрации (отказе в регистрации) ПТДЭГ (в ред. приказа ФТС России от 31.01.2020 N 112) п.21. В целях осуществления контроля достоверности сведений о физических лицах, являющихся получателями или отправителями товаров, заявленных в ПТДЭГ таможенным представителем (серия, номер документа, удостоверяющего личность, дата его выдачи), таможенным органом в автоматическом режиме в рамках системы управления рисками с использованием информационно-программных средств осуществляется проверка таких сведений путем направления запроса посредством системы межведомственного электронного взаимодействия к информационным ресурсам, содержащим сведения о недействительных российских паспортах, в целях установления статуса документов, удостоверяющих личность физических лиц - получателей товаров, а также выявления заявленных в ПТДЭГ недостоверных сведений о серии, номере паспорта и дате его выдачи.
- Перечень документов и сведений, сопровождающих пассажирскую таможенную декларацию для экспресс-грузов (в ред. приказов ФТС России от 31.01.2020 N 112, от 26.08.2020 N 737): 1. Документы [1] или сведения, позволяющие идентифицировать физическое лицо - получателя или отправителя товаров. 2. Документы или сведения, подтверждающие полномочия таможенного представителя, подающего заявление от имени физического лица - получателя или отправителя товаров [2]. 3. Документы и сведения об идентификационном номере налогоплательщика для граждан Российской Федерации - получателей товаров. [1 По запросу таможенного орана]; [2 Договор на оказание услуг в качестве таможенного представителя (допускается представление в электронном виде)].
Из данных положений делаем вывод: таможенный орган, в том числе и его официальный представитель может запрашивать персонифицированные документы для индентификации личности
Отмечу, что таможенный брокер "ТАНАИС" является официальным таможенным представителем. Это компания является официальным партнером АлиЭкспресс и отвечает за прохождение таможни посылками из Китая в Россию. Работает она по сертификату №0359/06 от 23.04.2019г. До текущего года таможенники и ТАНАСИС экспресс учувствуют в эксперименте, который направлен на упрощение прохождении таможенных проверок импортных товаров для физ. лиц. Из официального письма организации "ТАНАИС" следует: Согласно Приказу ФТС №1060 от 05.07.18 реестр экспресс-грузов должен содержать в себе сведения о документе, удостоверяющем личность физического лица (паспортные данные и ИНН). Согласно ст. 340 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать, а в случаях, установленных Кодексом, — требовать от декларанта, перевозчика, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц представления документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.
Теперь расставим точки над "i":
- Отправлять скан паспорта - ваше дело, только закройте или замажьте ваше фото, подпись и нижние цифры на белой полосе. Однако, на форумах пишут, что без предоставления документа посылка находится в статусе "отложено" и не возвращается, и не поступает к заказчику. Если вы категорически не хотите отправлять ни в каком виде ваши данные, то обращайтесь в ФТС через электронную жалобу, которую они когда-нибудь рассмотрят. Но, чтобы получить заказ, все равно придется отправить скан паспорта.
- Могут попасться мошенники, поэтому сначала таможенный брокер отправляет вам смс, а после звонит и беседует с вами. Желательно зайти на страницу интернет-магазина, где автоматически по этому вопросу открывается спор, а после написать продавцу о возможности решить эту проблему. Из моего опыта следует, что брокер не раз отправляет смс-сообщение и напрямую звонит.
- "ТАНАИС" пошли навстречу пользователям и расширили способы отправки файлов по WhatsApp и e-mail. Каким вариантом воспользоваться — решайте сами.
Как же закончилась моя история с посылкой?
Также, как бы закончилась у здравомыслящего человека, изучившего закон - отправкой фотографии паспорта. Поэтому, моя посылка уже находится в пути на почту.