Материал для данной статьи удалось найти с помощью двух занимательных книг: "Стратегические операции люфтваффе: от Варшавы до Москвы (1939 - 1941)" Дмитрия Дёгтева и "Трагедия оккупации" Станислава Олейника, большей частью основанных на воспоминаниях очевидцев и архивных данных.
Описанные в них исторические и трагические подробности, отражают многие характерные и крайне любопытные факты, связанные с Великой Отечественной войной и промышленностью.
Бомбардировка танковых заводов
К осени 1941 года вооружённые силы Германии оккупировали значительную часть территории СССР и под угрозой захвата врагом оказались важные промышленные районы Донбасса, Харькова и Ленинграда, которые ещё перед своей эвакуацией попали в зону досягаемости немецкой авиации.
Крайне важное значение для фронта имели танки и их безотрывное производство, поэтому именно танковые заводы становились особенными "лакомыми кусками" для германских "luftwaffe".
В течение осенних месяцев 1941 года большинство немецких бомбардировщиков было задействовано на выполнение задач по поддержке сухопутных войск. Для стратегических налётов на тыловые объекты выделялись лишь небольшие группы самолетов, либо отдельные, так называемые - "экипажи-разрушители", которых, как оказалось, было вполне достаточно.
Типовые заводы советской промышленности, в отличие от немецких и английских разрозненных, состояли из рядом стоящих двух-трёх корпусов вместе с котельной и складскими помещениями.
Поэтому, зачастую, даже одной бомбы крупного калибра было достаточно, чтобы вывести стратегический объект из строя. Давно отработанная тактика приносила значительные успехи для немецкой авиации.
История одного налёта
В начале октября командир Kampfgeschwader 55 "Greif" (бомбардировочная эскадра №55 "Грифон") Ernst Kühl получил приказ на уничтожение танкового завода в городе Краматорск.
Согласно данным, полученным дальней разведкой, на местном военном заводе развернулось массовое производство танков для Красной Армии. Речь шла об "одном из крупнейших танковых заводов на Северном Донбассе", расположенном в центральной части города между рекой Казённый Торец и железнодорожной станцией. Авиаудар должен был вывести его из строя.
По воспоминаниям лётчиков 55-ой эскадры, ранее никто из них даже не слышал о городе с таким названием, а тут несколько дней все разговоры только и шли вокруг темы Краматорска.
Эскадра в тот момент базировалась на аэродроме Кировограда, и расстояние до цели составляло около 400 километров, что есть чуть более часа полета бомбардировщика. Удар по заводу был назначен на вечер 1-го октября.
Согласно плану, первыми над целью должны были появиться три "Не-111" из 5./KG55, которые выполняли роль цельфиндеров (самолётов-целеуказателей). Затем уже остальные самолёты эскадрильи должны были атаковать объект фугасными бомбами.
Первое звено, под прикрытием облачности, появилось над заданной целью на закате с последними лучами солнца. Экипажи сбросили на завод зажигательные бомбы.
Затем, уже в сумерках, с большой высоты цель атаковали ещё шесть "Хейнкелей". Объект был хорошо различим - лётчики отчётливо видели заводские корпуса, дымящие трубы и зенитные батареи вокруг него.
Используя высотный прицел "Лёфте", самолеты сбросили сначала 500-килограммовые бомбы с внешних держателей, затем развернулись и, открыв бомболюки, со второго захода сбросили кассеты с зажигательными бомбами.
Цель была поражена и охвачена пожаром. При этом один "Не-111" получил повреждения от разрывов зенитных снарядов, но все же смог благополучно вернуться на базу.
Около 3:00 ночи все экипажи залезли в свои спальные мешки и уснули глубоким сном.
Отдых был недолгим. В 9:00 на аэродроме прозвучал сигнал тревоги. Все лётчики были вызваны на срочное обсуждение прошедшего вылета.
Сонные, они брели на построение, не понимая, к чему такая спешка. Один из лётчиков вспоминал:
«Дядя Эрнст выступил с докладом, который гласил о том, что самолёт-разведчик, пролетевший утром над Краматорском, сообщил о густом дыме в районе цели. Однако он шёл не из цехов, а из дымовых труб.
Оказывается, в 20 км к югу нами был уничтожен другой завод… Проклятое дер..(ругается)! Значит, из-за первого звена цельфиндеров мы сбились с курса и сбросили бомбы не на ту цель... »
В результате группа получила приказ атаковать цель заново.
Днём того же дня девять "Хейнкелей" снова взяли курс на Краматорск. На сей раз в небе стояла плотная облачность, а внизу над землей стелился туман. На первом отрезке маршрута бомбардировщики летели на высоте 2000 метров, затем начали постепенное снижение. Только на высоте 60 метров появились просветы и стала видна земля. Один из лётчиков вспоминал:
«Через некоторое время из тумана появляются разветвлённые железнодорожные пути, краны и цеха, а также стоящие рядом с ними танки.
Мы летим на высоте дымовых труб и отчетливо видим характерное голубое мигание сварочных аппаратов через световые фонари цехов.
С первого захода каждая машина сбрасывает по 32 бомбы "SC50" (вес 55 кг). После этого мы набираем высоту и снова уходим в облака. На высоте 2000 м появляется солнце»
В результате прямых попаданий два корпуса предприятия были сильно разрушены, погибли и были ранены сотни рабочих.
Немцы полагали, что "снесли" завод и тем самым прервали выпуск танков для Красной Армии.
За успешно выполненное задание командир группы Эрнст Кюль даже получил в качестве "презента" сигару из штаба флота.
На самом деле, что выяснилось гораздо позже, "танковым заводом Союзного значения" оказался Старокраматорский машиностроительный завод имени Орджоникидзе, который никогда не занимался производством танков.
По иронии судьбы, построенный немцем Карлом Гамрером ещё в 1896 году, на начало войны он производил авиабомбы, снаряды, автоматы ППШ и судовые артиллерийские установки.
Немецкие лётчики правильно считали масштабные мерцания электросварочных дуг, характерные для производства танковых корпусов, однако этими корпусами, которые были замечены, в том числе и возле цехов, были корпуса экспериментальных и практически бесполезных бронетракторов "ХТЗ-16", также производимых заводом.
Почему так получалось?
Работа сварщиков и другие признаки работающих заводов 41-ом году, совершенно очевидно, обнаруживались авиацией противника из-за отсутствия должной светомаскировки.
Вот небольшая цитата со слов очевидца В. М. Чураева (уполномоченного Военного совета Юго-Западного фронта):
Примитивность наших маскировочных ухищрений была очевидна. Разрисованные вербами и берёзками стены цехов и складов обмануть лётчиков не могли: крыши остались незамаскированными, а контуры цехов и планировка заводской территории резко отличались от жилых кварталов.
Во дворах многих заводов мы заметили незамаскированную продукцию, а также спрятанные между деревьями зенитки. Ночью заводы демаскировали фонари, горевшие в цехах с незатемнёнными стеклянными крышами.
Делая шторы и щиты для окон, одни директора не могли придумать способ маскировки для крыш, а другие о крышах забыли вовсе.
Вот так халатность и невнимательность руководителей заводов приводила к тысячам загубленных жизней простых советских рабочих в начале войны, не говоря об отсутствии приказов о своевременной эвакуации высшими органами власти. Многие заводы приступили к эвакуации, когда по ним велись уже артиллерийские обстрелы... Светлая память героям!