Самые яркие, самые искренние строчки о Елене Дьяконовой, музе Галарине, писал только Сальвадор Дали. Словами, творчеством, искусством он говорил Гала о любви. До сих пор книги-дневники художника являются основными и достоверными источниками, которые повествовали нам о жизни писателя. В «Дневнике одного гения» он пишет о своей музе: «Я посвящаю эту книгу моему гению, моей победоносной Гале Градиве, моей Елене Троянской, моей святой Елене, моей блистательной, как морская гладь, Гале Галатее безмятежной».
Выставка в Петербурге под названием «Атомная Леда и другие образы Гала» будет уже третьей на счету выставкой работ Дали в музее Фаберже. Предыдущая, вторая, побила рекорды по посещаемости (более 320 тысяч человек за месяц). Однако сейчас, ввиду ситуации, непонятно, будет ли нынешняя настолько же популярна.
Музей Фаберже решил ограничиться тремя (двумя с половиной) залами с картинами и одним коридором с текстом, который посвящен периодам творчества художника. Но начнём сначала. Сальвадор Дали боготворил Гала, создавая в каком-то смысле собственную мифологию. И именно образам Гала и посвящена выставка.
Приглушенный свет, красные, искусственно возведённые стены и огромная фотография Дали и Елены — так встречает выставка. Проходим, выбираем с какой стороны начать и не торопясь наблюдаем за образами на известных картинах. Атмосфера загадочности и таинственности создана успешно, но света всё-таки маловато — к тексту на кроваво-красном приходится присматриваться.
Как только не называл Дали свою музу, а впоследствии и свои картины: Галарина, Атомная Леда, Мадонна из-Порт-Лигата... На одних портретах Гала изображена гордо, она смотрит строгим, пронзительным взглядом, на других муза загадочно улыбается зрителю, завораживая своей внешностью и широко раскрытыми глазами. Она держится уверенно, что, впрочем, отражает её настоящую, реальную. Лучше всего, как мне кажется, её описывает этот отрывок: «Гала взяла меня за руку и вдруг сказала: "Еще раз спасибо тебе за всё. Я принимаю замок Пуболь, но при одном условии: без моего письменного приглашения ты здесь появляться не будешь". Это условие польстило моим мазохистским наклонностям и привело меня в полный восторг. Гала превратилась в неприступную крепость, какой и была всегда», — писал художник. Никогда для Дали она не была только музой, но для художника это было, безусловно, одним из главных. Интересный факт, что Гала освоила профессию продюсера, и её знания, конечно, пригодились и использовались на благо карьеры мужа.
Картины, которые наделены чем-то мистическим, восхищают и заставляют зрителя остановиться и рассмотреть своеобразный портрет подольше. Например, «Галатея Сфер» задерживает посетителя на несколько минут, причём на портрет хочется посмотреть сначала вблизи, потом издалека, да и вообще с разных сторон. Понять, самому разгадать идею картины, старается, наверное, почти каждый зритель на выставке.
Вернёмся в музей Фаберже. Людей становится всё больше, места всё меньше. Зритель теряется в мыслях, не понимая, о чём думать: то ли о картинах, то ли о людях, которым надо уступить дорогу. И это неприятный минус выставки: немного тесно. Портреты, конечно, не размеров Айвазовского и совсем не размеров картины «Явление Христа народу» Иванова, им не нужно много места. Однако всё равно непонятно, почему, например, обрублен первый зал, а коридор с периодами творчества Дали переполнен людьми стоя.
Выставку сопровождают тексты на стенах, они дополняют картины Сальвадора Дали, пазл в голове зрителя складывается. Этими пазлами выкладывается только рамочка, но этого, конечно, достаточно для первого погружения в творчество Дали и для понимания идеи выставки. Да и сами тексты наполнены цитатами, фактами, они написаны грамотным языком. И даже если картины художника в вас не отзываются, то выставка всё равно расскажет вам что-то новое и покажет настоящие шедевры.
А вы уже посетили выставку? Делитесь мнениями в комментариях!
теги:
#искусство #экспозиция #сальвадор дали #выставка #рецензия #интересные места #интересный факт #художник #санкт-петербург #спб