25,6K подписчиков

Чтобы автомобильный генератор не подвел в дороге – ревизия и ремонт своими руками

133 прочитали

Генератор – устройство, которое отвечает за выработку электроэнергии для оборудования автомобиля. Выход из строя данного агрегата не просто грозит перебоями энергоснабжения, а делает эксплуатацию авто невозможной – аккумулятор не способен длительно работать без подзарядки. Полная замена узла связана с серьезными финансовыми вложениями. Выход – в проведении ревизии и выборочного ремонта в мастерской или, если такой возможности нет – своими руками.

Если вы знаете, как пользоваться паяльником, и в состоянии снять генератор с авто, с большой долей вероятности можно сказать, что у вас все получится. Но не факт.

Устройство генератора

Разумеется, желательно иметь хотя-бы образное представление о том, как устроен этот узел. Автомобильный генератор состоит из следующих основных деталей:

👉 Разборной корпус

👉 Приводной вал со шкивом

👉 Подшипниковые опоры вала

👉 Ротор с обмоткой возбуждения и контактными кольцами

👉 Статор с обмоткой и магнитопроводом

👉 Щеточный узел

👉 Выпрямительный блок

👉 Регулятор напряжения

Генератор вырабатывает электрический ток во время движения автомобиля, подзаряжает аккумулятор и питает бортовую сеть. Некорректная работа агрегата способна не просто обесточить авто, но и привести к порче проводки, аккумулятора и БК. Но об этом давайте поговорим более подробно.

Признаки неисправностей

Определить наличие проблем с генератором можно и без специальных приборов. Для этого владельцу следует обращать внимание на такие характерные симптомы:

👉 Посторонние шумы при работе узла

👉 Отсутствие зарядного тока на АКБ (горит индикатор на приборной панели)

👉 Перезаряд батареи – выкипание электролита, нагрев

👉 Недозаряд – АКБ не справляется с запуском стартера

👉 Слабый свет фар

👉 Изменение яркости осветительных приборов при повышении числа оборотов

👉 Дребезжащий звук клаксона при запущенном двигателе

Появление любого из перечисленных признаков свидетельствует о необходимости проведения ревизии. Если же игнорировать звоночки, последующий ремонт может оказаться более затратным. Да и перспектива внезапного отказа генератора где-нибудь на трассе между городами не радует. Летом еще куда ни шло – просто потеряете время и деньги на эвакуатор, а зимой и замерзнуть недолго в неработающем авто.

Возможные проблемы

Итак, давайте обсудим наиболее частые поломки генератора. Так или иначе все водители сталкивались с чем-то из нашего списка. Разве что новички-автолюбители и владельцы, меняющие машины каждые два три года на новые могут похвастаться своей неосведомленностью. Для остальных же предлагаю небольшой перечень для воспоминаний:

  • 👉 Износ графитовых щеток. Они передают на ротор поступает возбуждающий ток. из-за выработки контакт между кольцами и щетками становится нестабильным, при этом повышается риск выхода из строя контактной группы на роторе

👉 Отказ регулятора напряжения. Обеспечивает стабильность напряжения в бортовой сети и зарядного напряжения

👉 Поломка выпрямительного блока.. Диодный мост преобразует переменный ток генератора в постоянный. Достаточно сгореть хотя бы одному диоду, чтобы генератор вышел из строя

👉 Износ подшипников. Из за износа опорные подшипники могут заклинить или разрушиться, что приведет к повреждению вала и всего генератора

👉 Проскальзывание ремня. Ременная передача не должна провисать. Слабая натяжка приводит к выходу подшипников из строя, перебоям в работе генератора

Последний случай – самый комфортный в плане проведения работ. Достаточно просто подтянуть ремень или заменить на новый. Этот процесс не трудоемкий и не требует специальных навыков. В одной из статей на Бибимоте мы обязательно осветим его замену своими силами во всех деталях.

Сначала генератор нужно снять с автомобиля. Фото: youtube.com
Сначала генератор нужно снять с автомобиля. Фото: youtube.com

В любом случае, все перечисленные неисправности можно устранить, заменив вышедшие из строя элементы. Если же произошло механическое разрушение корпуса, генератор обычно не подлежит ремонту – владельцу придется покупать новый или с разборки.

При перегорании обмоток на статоре или роторе, наматывают новые. Но не самостоятельно. Эти работы должен выполнять квалифицированный специалист, и стоят они недешево.

В некоторых случаях есть смысл сопоставить вложения и возможные риски повторного перегорания из-за недостаточного качества проводниковой продукции, используемой для перемотки.

Более точная проверка

Итак, вы что-то подозреваете, и готовы сами освоить искусство восстановления работоспособности генератора (у вас есть лишнее время и набор необходимого инструментария).Диагностику генератора в домашних условиях обычно проводят двумя основными способами. Первый метод несколько устарел и применим исключительно к генераторам, установленным на старых автомобилях карбюраторного типа (одним словом – прошлый век!).

Проверка обмоток генератора. Фото: youtube.com
Проверка обмоток генератора. Фото: youtube.com

Для проверки заведите мотор и отсоедините отрицательный контакт с аккумулятора. Если в работе электрооборудования отсутствуют сбои, это указывает на отсутствие причин для волнений. Во всяком случае – ваш генератор свои задачи выполняет будь здоров!

На современном автомобиле нужен более продуманный подход. Вам потребуется специальный прибор – мультиметр. Тестер устанавливают в режим измерения напряжения постоянного тока в диапазоне от 0 до 20 В. При заглушенном двигателе, щупы прикладывают к контактам аккумуляторной батареи: черный – к отрицательному, красный – к положительному. Показания прибора при работоспособном аккумуляторе – 12,5 В.

Затем, при подключенном мультиметре, запускают двигатель. Если генератор в работоспособном состоянии, начнется подзарядка батареи, с соответствующим возрастанием напряжения. При норме, данная характеристика должна возрасти до 14,5 В. О выходе из строя генератора свидетельствует напряжение ниже 13 В или выше 14,8 В.

При холостой работе мотора добавьте нагрузку на аккумулятор. Включите дворники, магнитолу, освещение, обогрев стекол и т. д.

Если напряжение просядет ниже 13 В, это говорит о проблемах в работе генератора.

Состояние подшипников можно проверить, сняв со шкива приводной ремень и прокрутив вал вручную. Поломку определяют по характерному шуму шариков, легкому подклиниванию или вертикальному люфту. Небольшое биение совсем не норма, а скорее свидетельство критической степени износа.

Как разобрать узел и выполнить ремонт

Чтобы разобрать генератор, его для начала надо снять, а это та еще головоломка. Все зависит от конкретной модели автомобиля, но в любом случае у вас под рукой должны быть гаечные ключи (рожковые и накидные), головки с трещотками, удлинитель с воротом.

Главное – не потерять мелкие элементы. Фото: youtube.com
Главное – не потерять мелкие элементы. Фото: youtube.com

После того, как генератор окажется в ваших руках, подготовьте рабочее место (лучше всего подойдет стол) и несколько листов бумаги, на которые вы будете выкладывать внутреннее содержание девайса. Будет обидно, если вы все сделаете правильно, но потеряете какую-нибудь маленькую детальку, без которой никак.

Работы выполняют в такой последовательности:

👉 Отключаем зажигание, откидываем одну из клемм аккумуляторной батареи

👉 Снятие генератора с автомобиля

👉 Демонтаж задней крышки

👉 Отпайка обмотки статора от выпрямительного блока и регулятора напряжения

👉 Съем выпрямительного блока, реле и щеточного узла

👉 Демонтаж приводного шкива (обратите внимание на сохранность буферных втулок) и передней крышки генератора

👉 Извлечение вала ротора и статора (чтобы снять крышку со статорного узла, отсоединяют контакты на подключении фазных обмоток к диодному мосту)

После этого стоит сосредоточиться на дефектовке. Оценивается состояние каждого из элементов, прозваниваются диоды, очищаются от грязи и окиси контактные группы. Элементы с явным износом выше среднего безжалостно меняем на новые. Также не забудьте проверить прибором значение сопротивления изоляции на обмотке возбуждения. Результат сверяем с данными в руководстве по эксплуатации автомобиля.

При обрыве или замыкании обмотки, на что указывает отклонение в величине сопротивления, потребуется ее замена. Если распаялись отдельные контакты, отматываем виток, удаляя неисправный отрезок, и восстанавливаем поврежденное соединение.
После устранения всех недочетов собираем агрегат в обратной последовательности.

Правильно собрать в обратном порядке – та еще задача. Фото: youtube.com
Правильно собрать в обратном порядке – та еще задача. Фото: youtube.com

Необходимо надежно фиксировать крепеж, и при этом избегать излишнего усилия. При использовании шуруповерта, закручивать элементы до упора не нужно. Окончательную затяжку соединений проводе вручную – так будет спокойнее.

Порядок технического обслуживания

Для поддержания генераторного агрегата в работоспособном состоянии дольше обычного, необходимо обеспечить надлежащий уход и техническое обслуживание. От вас как владельца требуется регулярное проведение следующих операций:

👉 Проверка натяжения ремня привода – при недостаточном натяге, шкив будет проскальзывать, а чрезмерное усилие вызывает повышенную нагрузку на подшипники;

👉 Продувка сжатым воздухом, чтобы удалить пыль и загрязнения – несколько раз в год

👉 Очищение контактов – надежность соединений влияет на работоспособность оборудования. Клеммы регулярно очищают от окисления, меняют поврежденные элементы

👉 Замена щеток – по мере износа, от 50 % и выше

Чтобы обеспечить длительную эксплуатацию генераторного узла, при замене лучше не экономить, и покупать оригинальные комплектующие, с гарантией качества, и от проверенных поставщиков.

Несмотря на то, что генератор не входит в число основных агрегатов, его выход из строя не позволит вам двигаться дальше. Знание признаков, указывающих на неисправность узла, позволит вам своевременно устранить проблему до наступления критической стадии. Собственно, для этого и статья. Удачи вам на дорогах!

Если вам понравилась статья, жмите «Нравится», не стесняйтесь оставлять комментарии, делитесь с друзьями и, конечно же, подпишитесь на наш канал БИБИМОТ! Мы увлечены поиском последних тенденций в Авто вселенной, и с большим удовольствием будем и дальше ежедневно создавать для вас актуальный и познавательный контент. А если вы дадите нам знать, чем интересуетесь больше всего в мире транспорта – мы обязательно уделим внимание этой теме в одной из ближайших статей! До встречи завтра на канале! Не забудьте подписаться – ваша поддержка имеет значение!