Много лет я думала, что я единственный человек в мире, который вырывает волосы на голове…Плохо помню, как это началось. Было мне лет 8, хорошая, примерная девочка, ходила в музыкальную школу, даже не представляла, как можно хулиганить на уроках или ослушаться маму, многое принимала близко к сердцу, вот только с одноклассниками не заладилось, да и оценки неважные были, за что родители, разумеется, ругали, потому постоянно находилась в стрессе…А однажды на уроке ненавистной математики я схватилась за прядь волос и выдрала ее с корнями…И знаете что, мне понравилось…Со временем это вошло в привычку…
Уже через год перед академ-концертом мама пыталась замаскировать проплешину на голове, колдуя с лаком для волос. Признаться ей –не вариант, так как будет ругать еще за что-то…
13 лет, первая депрессия, на голове широченный пробор, волосы жидкие…Рву их с остервенением…А потом все как-то само пошло, к 15 годам мне даже удалось отрастить длинные буйные косы. Просто перешла в лицей, где дети не настолько агрессивны, и травля прекратилась. Друзей в школе по-прежнему нет. А потом – новая напасть: ресницы. Тут я даже помню, с чего началось. Мамина подруга сделала наращивание, тогда его делали только в столице, и мне захотелось иметь такие же подкрученные реснички. Стала загибать их пальцами, а в итоге выдрала несколько штук. И по новой. Это мама уже замечала и боролась просто – больно и резко била по рукам. Естественно, это не помогало. Иногда страдали и брови, но ущерб внешности всё же не такой сильный. Лысых глаз у меня никогда не было, но брови и ресницы были жидкие и тоненькие. К выпускному усилиями воли мне удалось привести все в порядок, а потом снова в бой.
В середине 2000-х годов у меня появился интернет, и он стал первым, кому я призналась в своей беде. Как выяснилось, это болезнь, и она имеет название – трихотилломания.
О болезни
Трихотилломанией (или ТТМ) называют хроническое травматическое облысение. К его формированию приводит психическое расстройство, при котором больной регулярно вырывает волосы на голове, бровях, ресницах или теле. Причину болезни пока установить не удалось, но назойливое желание вырывать волосы часто является верным спутником обсессивно-компульсивного расстройства, синдрома дефицита внимания, аутизма и депрессии. Назвать точное количество больных нельзя, ведь большинство из них скрывают проблему. Специалисты считают, что ТТМ есть у одного процента людей в мире.
Есть теория о гормональном происхождении болезни, ведь у многих дебют трихотилломании совпадает с началом полового созревания. В любом случае, для многих больных ТТМ вырывание волос является средством для борьбы с тревогой и стрессом. Видимо, от этой печки и нужно плясать, начиная лечение болезни.
Моя борьба
До психотерапевта я дошла только лет в 25, таким образом, стаж вырывания волос к тому времени составлял целых 17 лет. Тогда мне назначили флуоксетин и несколько сеансов гипноза. А остальное пришлось делать самой. Несколько недель приходилось отслеживать каждый случай, когда рука тянулась к ресницам, отслеживать события, которые этому предшествовали и все свои ощущения. Все оказалось банально – чувство беззащитности и ощущение надвигающейся опасности. Тогда же я поняла, что боль при выдергивании ресниц приносит определенное облегчение.
Сразу скажу, что самоконтроль – не мое совсем, но здесь пришлось его применять. Тем не менее, я думаю, что без таблеток осуществлять его было бы нереально. Таким образом, у меня появился своеобразный костыль, помогающий двигаться дальше.
На работе мне помогало обычное глубокое дыхание, а вот дома порой приходилось заклеивать пальцы пластырем. И это ежедневно.
Чего нельзя делать при ТТМ?
Во-первых, брить волосы. Казалось бы, самый простой способ, но как только волосы отрастут, желание драть их появляется с удвоенной силой. Проверенно многими девушками.
Во-вторых, ругать себя. Вы ругаете себя за гастрит или аллергию? Так вот, ТТМ – такая же болезнь. И если вас ругали за это родители, или били по рукам, как меня, просто знайте, что это неправильно и является лишь очередным источником стресса.
На сегодня
Лет в 28 я призналась в ТТМ друзьям и родственникам. Как ни странно, никто не поднял на смех и не посчитал за сумасшедшую. Разумеется, мама не помнит, как била меня по рукам, но когда родители помнят свои ошибки? Любимая подруга, когда видит, что я снова тянусь к ресницам, одергивает меня и останавливает. Сами ресницы не отличаются густотой и длиной, но и не сильно страдают. Борьба с ТТМ – это перманентный процесс, как и с любой неприятной привычкой.
Что еще может помочь
Как выяснилось, существует несколько форумов, посвященных вырыванию волос. На некоторых из них я получила не только поддержку подруг по несчастью, но и несколько советов.
- На запястье можно носить резиновый браслет. Его следует теребить каждый раз, когда рука тянется к волосам.
- Руки регулярно мажьте толстым слоем крема, волосы смачивайте или наносите на них маску.
- Занимайтесь рукоделием. Вышивайте, вяжите.
- Заведите домашнее животное, регулярно его гладьте.
- Придумайте себе вознаграждение за неделю без вырванных волос.
- Просто любите себя. Таким, как есть.