Пишу этот текст с большой печалью и грустью. Одно из моих самых любимых заброшенных мест России стало слишком популярно. Такими темпами его разрушение будет только ускоряться. Мы были первый раз на маяке в 2018 году и тогда было всего 2 лодки в выходной день. Сейчас мы приехали сюда в понедельник рано утром и уже застали порядка 7-8 лодок по 10 человек в каждой. Размеры маяка чисто физически не приспособлены для того, чтобы на нем размещалось такое количество людей. Я слышал, что были идеи и стремления закрыть его для высадки, но не знаю кто пойдет на это (без высадки поток желающих увидеть это чудо японской архитектуры резко снизится).
К тому же за 3 года нашей разлуки на маяке произошли весьма значительные изменения. Не в самую лучшую сторону.
Только посмотрите на эту красоту.
Когда я был на Сахалине в 2015 году в первый раз, то про него знали буквально десяток людей. Даже жители соседней деревни были не особо в курсе того, чего у них там стоит на краю острова. В том году нам помешал японский шторм, но последующий два раза были успешны. Да и вообще стоит признать, что маяк весьма труднодоступен. До него надо добираться:
1) сначала около 120-150км от Южно-Сахалинска до деревни Новиково;
2) еще 40 километров плыть на лодке. Не факт, что в конце удастся пришвартоваться на камни и выйти на скалу. Здесь все зависит от погоды. В этом году погода была не самой лучшей и были случаи, когда все заплывы переносились на 4 дня. В итоге потом всех запихивали в один день и на маяке оказывалось аж 150 человек. Я даже не могу себе представить как это возможно.
Стоит признать тот неоспоримый факт, что популярность места сильно убила его атмосферу. Нет ничего лучше, чем сидеть на крыше старого здания и смотреть на бушующее море. А вместо этого приходится стоять в очереди на канат среди криков и ора.
Маяк начали строить в 1939 году и закончили аж в 1946 году. Архитекторам и строителям удалось сделать почти невозможное - возвести 30метровую башню на небольшом камне. Изначально маяк был назван в честь японского наименования мыса — Накасирэтоко. В те времена данная территория принадлежала префектуре Карафуто. Позже сооружение переименовали в маяк Анива. Произошло это после перехода Сахалина в состав Советского Союза.
Строить башню на скале было очень сложно. Все необходимые стройматериалы приходилось доставлять морем. Ответственность за это легла на экипаж судна «Рошу-мару», которое также занималось обслуживанием японских сигнальных сооружений. Сильные подводные течения и густые туманы усложняли процесс доставки грузов.
По проекту Синобу башня маяка состояла из девяти этажей и имела боковую пристройку. Первый этаж был предназначен для установки и хранения оборудования, а второй — для радиосвязи. Три последующих этажа считались жилыми. Там комфортно могли разместиться 12 человек. В комнатах были установлены двухъярусные кровати, предусмотрены ниши для хранения вещей. Электричество поступало от дизелей и аккумуляторов. Водопровод и отопление в маяке были проведены так, как в обычных квартирах. Строители также подумали о наличии нормального туалета и бани. Свет в комнаты поступал через окна, выполненные в виде иллюминаторов. На шестом этаже находились складские помещения. Седьмой отвели под размещение пневмосирены. На восьмом этаже жители маяка хранили горючее. На последнем находился вращательный механизм, выполненный по типу часового. Через всю башню проходила труба, внутри которой была подвешена гиря весом 270 килограммов. Чтобы маяк излучал свет на 35-километровое расстояние, необходимо было каждые три часа заводить осветительный механизм.
С 1990 года маяк перевели на автоматический режим работы. На нем установили радиоизотопные термоэлектрические генераторы, которые могли служить от 10 до 20 лет. Необходимости в смотрителях больше не было. Они навсегда покинули башню. Проработал маяк в таком режиме до 2006 года. Затем военные прекратили его обслуживание и вывезли установки. С тех пор маяк не работает. Глядя на него, становится грустно. Величайшее сооружение постепенно приходит в негодность.
За те 3 года, что мы не были в этих краях, маяку стало гораздо хуже. Крыша советской пристройки уже значительно разрушается (там появились реально большие дыры). Внутри самого маяка как будто кто-то прибрался. Таким образом исчезло огромное количество антуражного стафа. Плюс ко всему бедные чайки от испуга обгадили каждый сантиметр скалы и теперь здесь стало слишком небезопасно. За пару дней до нашего визита слышал, что какая-то женщина с Твери разбила себе голову на этих скалах. Через пару дней еще пару человек получили ссадины и ушибы.
Если честно, не знаю что будет в дальнейшем с этим местом. В его реконструкцию не очень верится. Слишком большие вложения и слишком не за чем. Мне кажется, что маяк будет открыто до первого трагичного случая. А потом его прикроют. Может быть оно и пойдет на пользу.
После посещения мы пообщались с парой людей, и они не особо кажется поняли зачем и почему они туда катались. От этого стало еще грустнее за это уникальное и прекрасное место.
Скорее бы уже открыли эти границы.