Найти тему

Для чего иконы облачают в драгоценные ризы?

Оглавление
«Ты вкладываешь в свое изделие, в свою работу любовь — это главное, а тот, кто это изделие приобретает — чувствует эту любовь. И мимо такого произведения нельзя пройти. В этом для меня и есть соблюдение заповеди «Возлюби ближнего своего».
— Валентина Григорьевна Кондалова, основательница иконоокладной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря

В далекое прошлое, во времена Византии и Древней Руси уходит корнями традиция облачать иконы в драгоценные ризы из тканей и металлов в знак особого их почитания. Например, обретенная в XVI веке знаменитая Казанская икона Божьей Матери, которая долгое время хранилась в Богородицком женском монастыре в Казани, была украшена окладом из золота с жемчугом и короной из бриллиантов. Эта почитаемая всем русским народом икона считалась заступницей дома Романовых и всея Руси, и была трагически утрачена в 1904 году, прямо перед революцией.

В современном понимании оклад на иконе — это украшение из ткани или металла, которое накладывается на икону и обычно закрывает собой всю ее поверхность, за исключением некоторых деталей образа: лика, рук, стоп.

Оклад создается с целью украшения иконы и ее защиты от различных повреждений, но прежде всего — это выражение благодарности человека Богу и святым. Оклад состоит из основных элементов: нимб, риза, рама и фон. Материалы, которые используются в процессе изготовления оклада, имеют символическое значение. Например, золото олицетворяет вечность и нетление, серебро — святость, чистоту, камни — духовные добродетели.

Из истоков в современность

При Свято-Елисаветинском монастыре уже два десятка лет действует иконоокладная мастерская, в которой возрождаются древние традиции. Основная работа мастеров — это изготовление окладов для икон и плащаниц. Каждый оклад, который выходит из-под рук трудящихся, является уникальным. Это результат кропотливой ручной работы, которая требует творческого подхода и молитвенной сосредоточенности. На вышивку одного оклада может уйти несколько недель.

Вышивка оклада
Вышивка оклада

В мастерской создаются разные виды окладов, например, оклады из дорогих тканей, таких как парча и бархат. Затем они расшиваются жемчугом, бисером, драгоценными и полудрагоценными камнями. Кроме этого, ризы создаются с помощью техники чеканки из металлов: прочной латуни или более податливого алюминия. Присутствие качественного оклада на иконе продлевает ее жизнь и позволяет надолго сохранить первоначальный вид.

Создание образа

В иконоокладной мастерской трудятся также и иконописцы: на созданные ими писаные иконы затем вышивается оклад. Пишут их акрилом или темперными красками. Золочение, если это соответствует заказу, выполняется сусальным золотом.

Золочение деталей иконы сусальным золотом
Золочение деталей иконы сусальным золотом

Особенность и преимущество иконоокладной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря в том, что здесь образ, предназначенный под оклад, пишется полностью, в то время как часто встречаются иконы, где прорисованы лишь видимые под окладом части – лик, руки и стопы. Подобная практика написания икон была особенно распространена в прошлом, но без оклада такие иконы уже использоваться не могут.

Из Минска по всему миру

Изделия иконоокладной мастерской нашего монастыря широко известны и имеют узнаваемый стиль. Они ежегодно представляются на выставках в России и в европейских странах, а заказы поступают из разных уголков мира. Многие приобретают иконы в окладе в качестве подарка. Так, несколько лет назад в нашей мастерской создали оклад на икону Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» в подарок Римскому папе Бенедикту XVI.

«Иконы с окладами оживают. Когда мы делаем плащаницы, Богородичная плащаница всегда полностью расшивается. Мы вводим туда много циркония и стекла. И когда оклад мерцает в свете лампад и свечей, плащаница смотрится совсем как живая.
После освящения, конечно, иконы начинают жить собственной жизнью. Она очень меняется, сама выбирает себе, куда ей ехать, в какой дом попасть — это однозначно. Это уже замечено и проверено — икона живет совершенно собственной жизнью».
— сестра Елена Пожарицкая, руководительница иконоокладной мастерской
Плащаница Пресвятой Богородицы
Плащаница Пресвятой Богородицы

В мастерской изготавливаются оклады святых икон и по индивидуальным заказам. Часто заказывают оклады на старинные иконы — семейные реликвии или иконы из храмов, которые перед этим отдаются на реставрацию в реставрационную мастерскую, где также можно отреставрировать и оклады старинных икон. А новая писаная икона в окладе может стать семейной реликвией и настоящим наследием для будущих поколений.

-8

Каталог мастерских Свято-Елисаветинского монастыря