«Ты вкладываешь в свое изделие, в свою работу любовь — это главное, а тот, кто это изделие приобретает — чувствует эту любовь. И мимо такого произведения нельзя пройти. В этом для меня и есть соблюдение заповеди «Возлюби ближнего своего».
— Валентина Григорьевна Кондалова, основательница иконоокладной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря
Традиции духовного прошлого
В далекое прошлое, во времена Византии и Древней Руси уходит корнями традиция облачать иконы в драгоценные ризы из тканей и металлов в знак особого их почитания. Например, обретенная в XVI веке знаменитая Казанская икона Божьей Матери, которая долгое время хранилась в Богородицком женском монастыре в Казани, была украшена окладом из золота с жемчугом и короной из бриллиантов. Эта почитаемая всем русским народом икона считалась заступницей дома Романовых и всея Руси, и была трагически утрачена в 1904 году, прямо перед революцией.
В современном понимании оклад на иконе — это украшение из ткани или металла, которое накладывается на икону и обычно закрывает собой всю ее поверхность, за исключением некоторых деталей образа: лика, рук, стоп.
Оклад создается с целью украшения иконы и ее защиты от различных повреждений, но прежде всего — это выражение благодарности человека Богу и святым. Оклад состоит из основных элементов: нимб, риза, рама и фон. Материалы, которые используются в процессе изготовления оклада, имеют символическое значение. Например, золото олицетворяет вечность и нетление, серебро — святость, чистоту, камни — духовные добродетели.
Из истоков в современность
При Свято-Елисаветинском монастыре уже два десятка лет действует иконоокладная мастерская, в которой возрождаются древние традиции. Основная работа мастеров — это изготовление окладов для икон и плащаниц. Каждый оклад, который выходит из-под рук трудящихся, является уникальным. Это результат кропотливой ручной работы, которая требует творческого подхода и молитвенной сосредоточенности. На вышивку одного оклада может уйти несколько недель.
В мастерской создаются разные виды окладов, например, оклады из дорогих тканей, таких как парча и бархат. Затем они расшиваются жемчугом, бисером, драгоценными и полудрагоценными камнями. Кроме этого, ризы создаются с помощью техники чеканки из металлов: прочной латуни или более податливого алюминия. Присутствие качественного оклада на иконе продлевает ее жизнь и позволяет надолго сохранить первоначальный вид.
Создание образа
В иконоокладной мастерской трудятся также и иконописцы: на созданные ими писаные иконы затем вышивается оклад. Пишут их акрилом или темперными красками. Золочение, если это соответствует заказу, выполняется сусальным золотом.
Особенность и преимущество иконоокладной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря в том, что здесь образ, предназначенный под оклад, пишется полностью, в то время как часто встречаются иконы, где прорисованы лишь видимые под окладом части – лик, руки и стопы. Подобная практика написания икон была особенно распространена в прошлом, но без оклада такие иконы уже использоваться не могут.
Из Минска — по всему миру
Изделия иконоокладной мастерской нашего монастыря широко известны и имеют узнаваемый стиль. Они ежегодно представляются на выставках в России и в европейских странах, а заказы поступают из разных уголков мира. Многие приобретают иконы в окладе в качестве подарка. Так, несколько лет назад в нашей мастерской создали оклад на икону Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» в подарок Римскому папе Бенедикту XVI.
«Иконы с окладами оживают. Когда мы делаем плащаницы, Богородичная плащаница всегда полностью расшивается. Мы вводим туда много циркония и стекла. И когда оклад мерцает в свете лампад и свечей, плащаница смотрится совсем как живая.
После освящения, конечно, иконы начинают жить собственной жизнью. Она очень меняется, сама выбирает себе, куда ей ехать, в какой дом попасть — это однозначно. Это уже замечено и проверено — икона живет совершенно собственной жизнью».
— сестра Елена Пожарицкая, руководительница иконоокладной мастерской
В мастерской изготавливаются оклады святых икон и по индивидуальным заказам. Часто заказывают оклады на старинные иконы — семейные реликвии или иконы из храмов, которые перед этим отдаются на реставрацию в реставрационную мастерскую, где также можно отреставрировать и оклады старинных икон. А новая писаная икона в окладе может стать семейной реликвией и настоящим наследием для будущих поколений.