Сегодня, как и много лет подряд, в стране отмечается День автомобилиста. Уважаемые водители, диспетчеры, все сотрудники и руководители автопредприятий с праздником Вас! Чистой и доброй дороги, здоровья и тёплых встреч дома всем вам!
Основным транспортным средством для передвижения по городу в СССР в 80 – 90 - х годах был автобус – тёмно – жёлтый городской трёхдверный «Икарус» - 260. Звук его двигателя различали среди городского шума даже бабушки, чтобы не опоздать. Были ещё ЛАЗы, ЛиАЗы и неутомимые ПАЗики.
Подходит автобус, открываются двери, входим в салон. Необходимо оплатить проезд. Для этого нужно было пробить в компостере билет. Сам билет стоил 5 копеек. В основном все пробивали или компосировали билеты, отмечая проезд. Контролёры не часто, но появлялись и проверяли билеты. Причём было видно, кто случайно забыл, а кто начинал «компосировать» мозги, потому что у него не было билета. Хитрили с билетами? Было. Гладили использованный билет, чтобы скрыть следы компостера. Предъявляли контролёру билет, а он не соответствовал «рисунку» компостерам из этого автобуса. Много ездишь – купи проездной и не парься. В общем могли оштрафовать на 1 рубль за безбилетный проезд. Было ещё наказание. На стекле кабины водителя, которое выходило в салон, был нарисован заяц. Вместо глаз иногда вывешивали фото безбилетников. Текст под ним был такой: Бывают зайцы белые, бывают зайцы серые, а вы какого цвета, товарищ без билета? Такой славы мало кому хотелось, да и с совестью у основного большинства дефицита не было.
Поехали. Водитель через микрофон объявляет остановки или напоминает об оплате проезда. Сиденья коричневого цвета удобные и персональные, что удобно и там, где они стоят поодиночке и где рядом. В салоне больше стоячих мест, что актуально для наших мест. Ширина автобуса позволяет даже при средней заполняемости салона проходить спокойно, не протискиваясь.
Место водителя сделано кабинкой, с открывающееся дверцей и открывающимся в двери окошком, через которое можно было купить у водителя билеты. Обычно продавали пачечкой по 10 – 20 штук.
Вот и наша остановка – выходим.
На маждугородних перевозках были задействованы отечественные ЛАЗы и венгерские Икарусы – 250, затем и 255.
Нам необходимо поехать в другой город за 180 километров. В кассе покупаем билет – 3 рубля 55 копеек. Багаж брали только на что – то большое, что трудно расположить в салоне. Ждём автобус.
Автовокзал – это отдельная песня. Вот продают пирожки, беляши, булочки горластые тётки, летом сущёную рыбу, фрукты, вот бочка с квасом, киоск с водой, пивом, сигаретами, прочей съедобной мелочью. Здесь не стоило «раскрывать варежку». Работали водители, сотрудники автовокзала, продавцы, таксисты и … другие, известные в узких кругах люди с виртуозными способностями и открытыми улыбками или незаметными и незапоминающимися портретами лица. Из киоска звукозаписи льются популярные советско – зарубежные мелодии, скрашивая ожидание.
Подъезжает наш автобус. Водители – междугородники – ребята битые, закалённые общением с отечественным пассажиром и заботами дорог.
Билетов на этот рейс хватило не всем.
- Командир, возьми до …
- Ой, а Вы не могли бы нас захватить до …
Просьбы, просьбы. Водители откликаются, направляя всех желающих к месту, где на выезде заберут их. Заходим в салон – чисто, немного душно. На креслах белые подголовники. За порядком водители обычно следили. Насорил – «на горло» междугородников не возьмёшь. Видел, как двух орлов подвипивших заставили подметать салон в хвостовой части, поскольку они там семечки шелкали.
Само водительское место было обычно украшено разными картинками, диковинными сувенирами – необычно и красиво, да и был в этом свой водительский шик!
Заняли свои места. В салон, с разрешения водителей, заходит немой. Часто видел, что спрашивали они жестами разрешения. Водители им никогда не отказывали. У него широкий ассортимент фотопродукции: фото и календари с Владимиром Высоцким, «Boney M», другими эстрадными звёздами настоящего момента, карты разного толка. Цена в основном 1 рубль. Проходя по салону, мужик даёт в руки каждому пассажиру несколько листов с фото и календарями. Кто – то не берёт – его дело. Проходя назад, немой забирает, принимая деньги за то, что вы выбрали. Вообще ход – гениальный и подход классный! Ты взял в руки картинки, они могут быть твоими, не всем уже отдавать хочется, поэтому многие брали, сочетая приятное с полезным. Вот это маркетинг!
Зашёл контролёр, проверил билеты, - Счастливого пути пожелала и вперёд. Но, до первого поворота. Там нужно взять тех, кому билета не хватило. Двоих на передние сидения, второй водитель на откидное кресло, троих на пуфики – табуреты. Молодой стоя – ехать недалеко. Поехали. Икарус идёт быстро. Раз – два и следующая станция. Пейзаж тот же – пирожки, пиво – воды. Кто – то вышел, другие зашли. Контролёр и снова вперёд. Так, с небольшими остановками, за три с половиной часа проезжаем заданное расстояние. Вот и автовокзал – приехали!
Хочу отметить ещё один момент. Бывало, подходишь на вокзал, приходит автобус, и места есть и билеты. Можно подойти к водителю и договориться напрямую.
Или спрашиваешь его о местах, а он сам говорит: С государством поедете или с нами?
Напрямую с водителем обычно было немного дешевле по цене. Вообще поездить пришлось достаточно. На 99 процентов водители были нормальные ребята. Бывало разное. Один раз ночью оказался на вокзале, а деньги забыл дома. Ребята довезли без вопросов, правда, обозначил сразу, что пустой. На следующий день не удалось с ними пересечься – отдать деньги. Потом искал – не получалось. Встретились через пару месяцев – отдал, что был должен. Удивило, что водитель тогда даже назвал откуда я ехал. Нормально, даже поблагодарил, но я был больше им благодарен. По поводу оплаты. Добирался один раз поздно вечером из другого города. Так получилось, что на билет не хватало, да и я не на вокзале был. Остановил автобус – ростовчане – молодой парень с фиксой за баранокй, второй постарше на первых креслах у двери. Сразу сказал второму водителю, который сидел и отдыхал, что у меня не вся сумма. Молодой, который был за рулём, тоже слышал, но ничего не сказал, а мужик лет под 50, к которому я обратился, спокойно так говорит мне: Ничего, сынок, иди, присаживайся. По другому как – то и не думал поступать, что люде в заблуждение вводить.
Через некоторое время довелось увидеть такую ситуацию тоже с ростовчанами. Мужик – пассажир, которого взяли без билета, выходит на автостанции до которой ехал и говорит, что у него не вся сумма за проезд. Тут водилы вскинулись. Не за деньги, а за то, что сразу не сказал – наколоть захотел, ну и выслушал тот «тёплую», краткую, но ёмкую лекцию.
По поводу комфорта «Икарусы», конечно, были не очень, потому что часто покупались пригородные модификации для межгорода. К тому же летом роль кондиционеров выполняли форточки и люки. Зимой было более – менее тепло. Отдельным шиком было, когда водители включали магнитофон на колонки в салоне – как говорится, с музыкой ехали.
Вот такие были в те годы городские и междугородние автобусы, насколько запомнилось нам.