Большие организации управляются символами и ритуалами. Одним из них является бонусная система. Вводить бонус или нет - это вопрос образа человека. Если кто-либо получает заработную плату, считается способным вести переговоры и заключать соглашения, значит верят в то, что ему свойственна готовность к результативному труду. Если кто-либо получает непостоянный доход, «зависящий от количества и качества труда», то его трудовое усердие ставится под сомнение. Более ясно обесценить нельзя. Как следствие всеобщей тенденции к индивидуализации и гибкости (что, с моей точки зрения, надо только приветствовать), в качестве инновационной политики вознаграждений предлагаются так называемые Cafeteria-концепции. Для чего? Конечно, для мотивирования. «Усиление мотивации к производительному труду» обещает проспект семинара на тему «Вознаграждение менеджмента». И еще: «Финансовые стимулы как инструмент управления!» Дух при этом захватывает: разве это управление? За этим следует скорее робко: «Уменьшение расходов за счет формирования системы вознаграждений по количеству и качеству труда». Здесь явно интегрировано подозрение в том, что, возможно, цель не будет достигнута. Чем меньше ориентиров в мышлении исполнителей, и чем больше желание контролировать мотивацию сотрудников, тем больше подразделений предприятия втягиваются в водоворот «гибкости доходов». «Того же самого и побольше» - орнамент невроза.