Найти тему
Цитадель адеквата

Откуда пришли шумеры: Проблема пропавшей прародины древнего народа

Оглавление

Есть гипотеза, что шумеры пришли в Междуречье с берегов Инда, в то время населённых дравидскими, а значит, чернокожими племенами. Но эта очень полезная, ибо вызывающая бурление в рядах расово неравнодушной публики, гипотеза, к сожалению, не нашла подтверждения. Проблема же происхождения шумеров — остаётся. Хотя и понимается чаще всего ложно. Ибо касается происхождения народа, а не цивилизации.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Всякую проблему, прежде чем решать, полезно понять. В данном же случае наличествуют многие, интересные и отнюдь не очевидные нюансы. Например, откуда вообще взялась идея о приходе шумеров в Месопотамию?

Зайти придётся издалека. Вкратце, история Месопотамии выглядит так: в начале VI тысячелетия на юге страны, в Убейде возникает культура развитого энеолита (медно-каменная). В прошлом Персидский залив был длиннее, и Убейд представлял собой архипелаг низменных, наносных островков, разделённых заболоченными протоками и «тростниковыми морями». Местное население занималось ирригационным земледелием, сооружая плотины и каналы, но не для орошения, как в Египте, а для осушения земель.

В конце IV тысячелетия в Убейде возникают первые города, что позволяет уже говорить об убейдской цивилизации. И даже после того, как около 2950 года до н. э. архипелаг на несколько суток уходит под воду в результате грандиозного штормового нагона, страна быстро восстанавливается.

Убейдийская культура возникает не сама по себе, а имеет отчётливо прослеживающиеся по особенностям найденных артефактов связи с более древней, возникшей в среднем течении Ефрата культурой Самарры. Именно самаррцы научили убейдийцев, поселившихся на островах сразу после появления архипелага, но владевших лишь азами земледелия, методам ирригации. Возникает, однако, вопрос, где тут шумеры? И ответ весьма интересен: пока нигде.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

«Шумерской» традиционно считалась сменяющая лишь в середине III тысячелетия убейдийскую урукская цивилизация. Намного более прогрессивная, шагнувшая в бронзовый век и прославившаяся множеством достижений: письменностью (сначала протописьменностью), гончарным кругом, колесом и так далее. Длительное время именно начало урукского периода представлялось исследователям свидетельством прихода в Междуречье шумеров — более развитых, чем коренные жители, переселенцев… Вопрос, откуда.

Против такой трактовки, однако, выступали сами шумеры. В преданиях этого народа прямо по глине палочкой было написано, что месопотамский потоп — событие их истории, и что именно они основали первые города в Убейде. Но тут проявляется первый захватывающий нюанс шумерской проблемы. Исследователи не поверили шумерам, поскольку… неизвестно, чьи легенды считаются «шумерскими».

Ну, правда. Дошедшие до современности предания записаны на шумерском языке, но не самими шумерами, а более поздним населением Междуречья, семитами, использовавшими шумерский, так, как в средневековой Европе использовали латынь. И на табличках слово «шумеры» ни разу не употребляется. Потому что в шумерском языке оно просто отсутствовало. Древним жителям Месопотамии не была известна сама по себе концепция «народности». Своих от чужих они отличали только по принадлежности к городам-государствам. Соответственно, этнонимы не изобретались, ввиду отсутствия необходимости.

...Но это — устаревшее на данный момент видение проблемы. Именно исследования шумерского языка позволили установить, что все слова, отражающие понятия связанные с продвинутыми (для неолита) способами хозяйствования и ремёслами, в нем заимствованы из самаррского. Зато, сами шумеры хорошо понимали в лодках, воде и болотах. То есть, именно шумеры являлись древнейшим, —первым, —населением Убейда, вырвавшимися из относительно большей дикости в относительно меньшую благодаря контактам с самаррцами.

Археологам же со свой стороны удалось накопать достаточно материалов, доказывающих преемственность между убейдиской и урукской цивилизациями. Причины прорыва в области технологий, видимо, носили исключительно социальный характер. Шумерскую цивилизацию, таким образом, создали именно шумеры. Причём на том самом месте, где она обнаружена, и без чьей-либо помощи. И заняло это у них не так уж мало времени.

...Да. Но проблема происхождения и прародины шумеров осталась на своём месте. До начала IV тысячелетия они не могли жить в Убейде, так как страна ещё не была пригодной для заселения. К раннему, ещё полукочевому, земледелию шумеры должны были перейти где-то в другом месте. Но где? Шумерский язык не обнаруживал и упорно продолжает не обнаруживать родства с каким-либо другим на планете. Это-то обстоятельство и побудило учёных искать прародину шумеров в дальних краях. В том числе, в Индии.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Подсказку, как казалось, мог бы дать расовый тип шумеров, если б его удалось определить. И современные методы палеогенетики, в конце концов, это сделать позволили. Результат, однако, оказался ни о чём не говорящим. Как минимум, в урукский период жители южной Месопотамии уже ничем внешне не отличались от современных арабов Ирака.

Что же касается мифов самих шумеров, то согласно оным, прародиной народа является находящаяся где-то за морем на юге страна Дальмун. Ещё в древности она отождествлялась с Бахрейном. Но археологические исследования опровергли данную версию. При переселениях народов материальная культура в виде обломков утвари и орудий — у каждого их племён имевших свои уникальные особенности изготовления — оставляет узнаваемый след. Мусор, похожий на убейдийский, археологи искали в Бахрейне, в Аравии, в Иране, в Индии. Однако, ничего подходящего найдено так и не было.

Проблема остаётся не решённой, и можно лишь предположить, почему именно. Шумеры не пришли в Междуречье, а приплыли туда. Колонизировать болотистый архипелаг мог лишь народ уже хорошо разбирающийся в лодках и рыболовстве. Это были морские кочевники, а примеры подобных племён, занимающихся земледелием на искусственных островках и живущих в лодках, многочисленны.

Попасть морской народ в Персидский залив мог, в принципе, откуда угодно. Собственно, даже выживание убейдийцев — достаточно массовое, раз цивилизация быстро восстановилась, — во время затопления страны, говорит о многом. Как и концепция «ковчега». Другие не справились бы. Но именно шумеры были готовы к подобным испытаниям.

Списки публикаций на эту и другие темы

Оглавление сайта**** Оглавление канала