Гегель исходит из того, что упрощение – необходимое условие выживания, что становится особенно актуально для современного ускоряющегося и непрестанно усложняющегося мира. Потому и создаёт Гегель свои упрощенные законы диалектики. Всего их три:
− закон перехода количественных изменений в качественные;
− закон единства и борьбы противоположностей;
− закон отрицания отрицания.
Диалектика представляет собой учение об общих принципах и законах развития общества, природы, а также и сформированный на этом учении метод познания. По Гегелю развитие представляет собой спираль - виток – цикл развития – новый виток – новый цикл развития и т.д.
Итак, рассмотрим, каковы основные законы диалектики:
1. Первый – закон единства и борьбы противоположностей. В его основе: два понятия, которые находятся в противоборстве. При этом, природа этих понятий (или объектов) – едина, а в их противоречии раскрывается их подлинная сущность, взаимное дополнение и отрицание друг друга определяет некоторое существующее противоречие, конфликт, который в итоге обеспечивает развитие этого объекта. Существование противоположностей не мешает гармоничному развитию, напротив, стимулирует его, раскрывая параметры и свойства объектов наиболее полно. Противоречие между противоположностями может быть снято уничтожением или изменением исходных свойств объектов. Либо через раскол существующей системы, в которой объекты противопоставлены друг другу.
2. Второй закон – закон перехода количественных изменений в качественные. Изменение качества происходит в том случае, когда отдельные количественные характеристики преодолевают определённую границу. Гегель выделяет в том числе меры и категории качества, предполагая, что качество есть «начальная ступень бытия идеи». Гегель характеризует качество как «тождественную с бытием внутреннюю определенность». Качество предмета выражается через его свойства. А под свойством предмета следует понимать способность этого предмета вступать во взаимодействие с другими предметами и явлениями. Качество, фактически, представляет собой стабильную и определенную систему характеристик, которые, по Гегелю, тождественны бытию. Количество характеризует исчерпаемые ресурсы или параметры, т.е. представляет некоторую множественность и конечность, связанную с количеством. Гегель вводит также понятие меры, под мерой он понимает единство (сбалансированную систему между качеством и количеством, т.е. некоторое равновесное положение). Изменения перехода количества в качество – это вечные изменения, для иллюстрации непрестанности изменений можно привести в пример эволюционное развитие.
3. Закон отрицания отрицания звучит примерно так: новое существует до тех пор, пока не станет старым и не будет, соответственно заменено на нечто, что впоследствии точно так же устареет. Гегель отталкивает от первоначальной теории о спиралевидном развитии. Отрицание есть необходимость развития вообще. Без отрицания развития нет. Отрицание предполагает уход от старого и наделение текущего предмета новыми параметрами, переход из одного качественного состояния к другому. Но отрицание есть не простое уничтожение – это своего рода «отталкивание», ход от противного. В том числе, отрицание включает в себя триединство:
− преодоление старого;
− преемственность;
− утверждение нового.
Гегель в том числе проработал и основные категории диалектики:
− содержание и форма;
− всеобщее, единичное, особенное;
− действительность и возможность;
− явление и сущность;
− необходимость и случайность;
− причина и следствие.
Как вы видите, все эти категории вам знакомы. Стоит включить сюда и бинарность, ммножественность, уравновешивающее, сходящееся, разветвляющееся, цикл, вероятность, целостность.
Однако, не смотря на то, что законы диалектики Гегеля столь просты и понятны и применимы, на наш взгляд, ко многим явлениям, они все же являются следствием непосредственного и сознательного упрощения. Упрощение, даже примитивизация явлений – естественный способ человека выживать, в ходе естественного отбора его прошли те, кто быстро оценивал среду: друг или враг, хороший или плохой, опасно или нет. И потому бинарность и даже однополярность мышления – это естественное свойство человека, эволюционно подкрепленное. Но когда человек вышел из сугубо естественно-природного развития и начал познавать себя как существо социальное, он выяснил, что многие явления не поддаются бинарному анализу и не могут быть познаны в рамках законов диалектики. Не все количественные изменения переходят в качественные (например, рост сейсмичности территории влечет за собой лишь количественные последствия), не все явления и предметы являются противоположностями и функционируют в рамках противопоставлений, например, существует множество форм взаимодействия в симбиозе и партнёрстве. Некоторые живые организмы функционируют в нейтрализме, не влияя друг на друга. Противоборство не всегда ведет к развитию – иногда оно приводит просто к уничтожению вида. Равно как и закон отрицания отрицания может завести отдельную ветвь развития в тупик, новшество может оказаться хуже предшествующего, старая система может оказаться лучше новой и тогда произойдёт либо откат до прежнего состояния, либо затухание развития системы и прекращение ее функционирования вообще. Так, множество явлений мира слишком сложны, чтобы их можно было описать лишь в пределах упрощенных законов диалектики.