“Prisoners of the Ghostland” (Узники страны призраков) (2021). Суть проста. Он – прожженный грабитель банков, чей последний налет на деньгохранилище закончился печально абсолютно для всех. Погибло несколько операционистов, охранников, и чтобы никому жизнь не казалась сказкой – заодно и маленький мальчик из числа заложников. Пришел в себя Герой (а как еще назвать такого человека?) в кандалах. Где-то в Самурай-тауне, руководит которым эстетствующий безумец-старик по прозвищу Губернатор. Одет грабитель и головорез лишь в фундоси, традиционное для Японии нижнее белье; в чем-то подобном обыкновенно выступают сумоисты. У Героя два варианта на выбор. Либо отыскать похищенную на днях внучку Губернатора, Бетрис, получив прощение за все грехи (в юридическом, а не христианском толковании), либо облажаться и умереть.
Ощущение – надо сказать, приятное – что Николас Кейдж, в отличие от Майкла Парэ и Лэнса Хенриксена, крайне тщательно выбирает себе роли. Не для того чтобы «заплатить по счетам» - потому что такие фильмы как «Мэнди» и «Цвет из иных миров» явно не про это. Да, бывает в его современной карьере нечто трэшовое, но трэшовое лишь со знаком плюс, в хорошем, наилучшем из смыслов. От «Мамы и папы» до «Призрачного гонщика». Но в последнее время куда чаще – сначала fantasy и фантастика с намеком на хоррор, а потом и сам хоррор. Чему лично я чертовски рад. Да, вряд ли Кейдж когда-либо еще сыграет в таких фильмах как «Скала» или «Покидая Лас-Вегас». Но нужно ли? Он нашел новую нишу, играет на полную и по полной. Не просто отбывает повинность, мелькая в ничего не значащих эпизодах. А ниша та – вовсе не грошовые триллеры и ужасы, в которые с головой окунулись когда-то блиставшие актеры вроде Эрика Робертса.
Представить себе, что такое «Узники страны призраков», достаточно легко. Берем немного Тарантино, его «Убить Билла» (первую часть). Добавляем щепотку «Безумного Макса». Заправляем соусом из сериала «Кровавый драйв» и откровенного трэша вроде «2001 маньяка» 2010 года. Финальный штрих – немного сухариков и сушеных тараканов в виде старого sci-fi/экшена/хоррора начала восьмидесятых или начала девяностых, на ваш выбор – от «Разрушительницы» Роберта Куртцмана до «Большого переполоха в маленьком Китае» сами-знаете-кого. В конце же – распыляем на кухне аромат «Побега из Нью-Йорка», густо, максимально гуще. Упс, получилось не легко, а сложно? Больше похоже на откровенный бред? Он и есть. Достаточно хотя бы того, что Герой получает в подарок от Губернатора специальный костюм: ежели что не так, ежели что не то, сработают бомбы, закрепленные на шее и в районе… да, в том самом районе.
Вы поймете, нужно оно вам или нет, сразу. Достаточно пяти-десяти минут. Либо выключите фильм, смачно плюнув в экран ноутбука, либо станете жертвой чар этой безумной-безумной ленты. Лихим образом сочетающей в себе вестерн и постядер, самурайскую тематику и сюрреалистичный хоррор, культовые творения Серджио Леоне и «Армию тьмы» Сэма Рэйми. В части безумия происходящего могу сравнить «Узников»… наверное, только с тем, что делал и делает Нобору Игучи, да ему подобные. Сплэттерпанк? Нет. Этот фильм вообще не имеет прямых аналогов. Впрочем, шедевром из-за этого он не становится, и новой вехой в (непонятно каком) жанре – тоже. Сион Соно, в определенных кругах режиссер известный, даже культовый («Холодная рыба», «Клуб самоубийц»), поэт и визионер, явно решил уделить больше внимания визуальной составляющей «Узников», а не сюжету или мифологии (которой фактически нет).
Если бы японцы, ИМЕННО ЯПОНЦЫ решили снять залихватский трэш, смешав вестерн с постядером, ИМЕННО ЭТО бы и получилось. Поэтому немного странно видеть здесь европейские лица: того же Героя, того же Губернатора, той же Бернис. Кино это бесконечно далекое от европейской или американской школы. Если вы его посмотрите и не поймете ровным счетом ничего, не волнуйтесь – здесь не надо ничего понимать. Лучше считайте количество фриков, диковатых сцен, масок, пейзажей, удивляйтесь вместе с героем Кейджа, который будет с некоторым очумением смотреть на то, что однажды окажется в его руке – собственное окровавленное, оторванное микровзрывом левое яйцо. Любуйтесь ярчайшими работами Ника Кассаветеса и Билла Моузли, благо оба выдали великолепный перфоманс. Нет, племянник Копполы не сыграл свою лучшую роль. Нет, новой «Токийской полицией крови» это чудо из чудес не стало.
Но «Узники» - явление совершенно уникальное. Даже не фильм, скорее, своего рода театрализованное представление в формате Wild-Wild-West-Japan.
И да, Так Сакагучи тоже здесь.
6,5/10
Оригинал публикации: https://stalhammar.livejournal.com/960536.html