Анджей Сапковский — автор, который во-первых, во-вторых и в-третьих известен как автор объемного цикла произведений о ведьмаке Геральте. Цикл этот собрал все возможные регалии, премии, отзывы, по нему делают компьютерные игры, снимают сериалы и проводят ролевые игры. Одним словом, полная чаша.
Однако мастер есть мастер, и ему неизменно становится тесно в рамках одной темы, пусть даже такой объемной и популярной, как мир «Ведьмака». И вот из-под пера пана Анджея выходит «Сага о Рейневане» - трилогия о странствиях и злоключениях юного дворянина и адепта магии Рейневана. А точнее - незадачливого дворянина и незадачливого адепта.
Открывая первую книгу трилогии, роман «Башня шутов», надо обязательно учитывать, что написана она в совершенно ином жанре, нежели жизнеописание ведьмака Геральта. Если «ведьмаческий» цикл представляет собой, в принципе, достаточно стандартный образчик фэнтези «меча и магии», то «Башня шутов» (как и другие две части, насколько я знаю, просто я их еще не прочитал, что говорить наверняка) — это самый настоящий «плутовской роман», разве что слегка осовремененный в плане литературного стиля и слегка «сдвинутый» в область исторического романа.
Наверное, поэтому, трилогия разочаровала многих поклонников Геральта, которые с разгону въехали на свежих впечатлениях и ожиданиях в совершенно не похожий мир, со своими законами, декорациями и правилами. Мне было легче — я цикл о Геральте не читал, в игру не играл, и экранизации не видел, и потому похождения Рейневана, его друзей и врагов воспринимал per se (роман явно оставил на мне отпечаток в виде непреодолимого стремления щеголять латинскими выражениями), сиречь — в чистом, без предубеждений виде.
Плутовской роман - жанр своеобразный, зародившийся когда-то в качестве сатирического отображения окружающей действительности. Можно, конечно, порассуждать о степени сатирического отображения нашей реальности в пространстве романа, действие которого разворачивается во времена гуситских войн, то есть в начале пятнадцатого века, но лично мне кажется, что такую задачу Сапковский перед собой не ставил.
Вообще гадать о намерениях автора — дело неблагодарное, а вот настроение автора по тексту порой угадать можно (во всяком случае, мне так кажется). И почему-то у меня во время чтения «Башни шутов» создалось такое впечатление, что пан Анджей откровенно развлекался, сочиняя историю бедолаги Рейневана.
Конечно, автор явно преследовал и еще одну задачу, кроме чисто развлекательной: дать картину исторической эпохи. И тут уже кому как повезет. Кто интересуется историей Европы пятнадцатого века и немного ориентируется в том, что происходило в то время в описываемой Сапковским местности - тем, конечно, повезло, поскольку очень многие персонажи романа — это реально существовавшие люди, сюжет книги тоже тесно сплетен с подлинными событиями начала пятнадцатого века, а что касается местности, так автор сам настоятельно рекомендует читать книгу, держа перед глазами географическую карту — так многочисленные города, села, реки, замки из утомительного перечня незнакомых и труднопроизносимых названий обрастают «плотью» реальности.
И пусть вас не вводят в заблуждение фантастические элементы - они, хоть и вполне гармонично вписываются в повествование, функцию все же выполняют скорее вспомогательную. Главное же — красочное, прямо-таки пышущее жизнью, без купюр изображение жизни в пятнадцатом веке. Монахи, крестьяне, купцы, князья, рыцари-разбойники и рыцари-крестоносцы (разница между которыми не так уж и велика), ведьмы, просто грабители, мошенники, бродячие артисты мелькают перед нами, сходятся и расходятся, грабят и торгуют, любят и ненавидят… Одним словом — живут.
Кстати, насколько я разобрался, то внешность многих фантастических существ и демонов Сапковский позаимствовал с картин Босха (и, возможно, Питера Брейгеля-младшего).
И да, не удержусь, чтобы не заметить все-таки: главный герой — законченный болван и недотепа. Ясно, конечно, что такой именно персонаж и нужен был автору, чтобы можно было вести его сквозь бесконечную череду неприятностей, в которые он с поразительным постоянством вляпывается, и из которой его неизменно выручают плутоватые друзья и сильно притомившаяся Фортуна.
А самый полюбившийся мне персонаж — это ночной гость у костра, подобный сгустку черной тени Ганс Майн Игель, любитель бесед и провидец. Что же касается сцены «экзорцизма», то я уже давно так не смеялся — да что там, давно я так не ржал.
– Адский дух,– Шарлей резким движением простер руки над по-прежнему безжизненным братом Деодатом, – заклинаю тебя Азароном, Эгеем, Гомусом, Афанатосом, Исхиросом, Акодесом и Альмахом! Заклинаю тебя Аратоном, Бефором, Фагелой и Огой, Повелем и Фулем! Заклинаю тебя могущественными именами Шмиеля и Шмуля! Заклинаю тебя наичудовищнейшим из имен, именем могущественнейшего и жутчайшего Семафора!!!
Семафор подействовал не лучше, чем Фуль и Шмуль. Скрыть этого не удалось. Шарлей тоже это видел.
– Жобса, хопса, афья, альма! – заорал он дико. – Малах, Берот, Нот, Берив et vos omnes! Хемен этан! Хэмен этан! Хау! Хау! Хау!
Одним словом, кто как, а лично я отправляюсь в дальнейшие приключения вместе с Рейнмаром из Белявы. Deus nobis!
#фантастика #фэнтези #исторический роман #история #литература #писатели