Впервые об этом самом магнуме довелось услышать году, наверное, в 1994-м. Вдвоем с товарищем стояли в магазине "Кольчуга" на улице Варварке и смотрели, как некий солидный дядя приобретает Benelli M3.
Было в этом дяде что-то от Терминатора - и черная куртка, и разворот плеч и габаритные размеры и абсолютное спокойствие - эмоций минус! И М3 в его руках казалась тировой пневматикой, что только усиливало впечатление. Вот только очки все портили - обыкновенные цейсы с фиолетовым отливом и явно не одной диоптрией.
А потом дядя взялся покупать патроны и окончательно все испортил: взял в руку патрон Fiocci, в котором ждали своего часа 52 грамма картечи. Снял очки, поднес патрон к глазам и близоруко сощурившись, начал вслух читать, что там написано.
Ко то из присутствующих не сдержал эмоций. За спиной послышалось - ты прикинь, 52 грамма. Магнум! Слона разорвет! И молчаливое одобрение присутствующих стало ответом говорившему.
Что же такое, это самый магнум? Технический термин, торговая марка или что? Попробуем разобраться.
Википедия считает, что Ма́гнум, magnum (от лат. magnum (n. gen.) — «большое, великое»):
- Магнум(оружие) — оружие и патрон повышенной мощности под данный тип оружия.
- Магнум(бутылка) — бутылка шампанского объёмом 1,5 литра.
А еще магнумом в разные времена также называли спутники, самолеты, грузовики, музыкальные группы и произведения, телесериалы и так далее.
Конкретного же определения - то такое этот самый магнум - в педивикии нет.
Не беда, последуем совету В.С.В. и поищем примеры в истории. Как раз про бутылки и патроны.
Первый шаг по скользкой дорожке борьбы с пьянством и алкоголизмом Соединенные штаты сделали в 1893 году - тогда один священник по имени Говард Рассел основал Антисалунную лигу. Но борьбой с салунами дело не заканчивалось - по мнению Рассела надо было запретить производство и продажу всякого алкоголя.
Через 20 лет уже каждый третий гражданин САСШ проживал в штате, городе или округе, где был полностью запрещены производство и продажа алкоголя. Примерно в то же время появился запрет о продаже алкоголя в "сухие" регионы из "мокрых".
Объяснение такой государственной политике было простое. Бурный рост промышленного производства требовал тысяч рабочих рук. Не то, чтобы вал и план - но конвейер. А перебравшие с вечера или поправившие здоровье с утра увеличивали процент брака. Ведь не секрет, что понятие "сборка в понедельник" родилось вместе с конвейером.
С началом Первой Мировой дала о себе знать и недальновидная политика Германии. 7 мая 1915 года пассажирский лайнер Lusitania был торпедирован в нейтральных водах германской подводной лодкой U-20 и затонул менее, чем за 20 минут. Унеся с собой 1198 человек.
Понятное дело, что все германское оказалось не в фаворе. А еще -
совершенно неожиданно всплыл тот факт, что большинство американских пивоварен принадлежат выходцам из этой самой Германии. Общественность на это открытие отреагировала остро.
"Мы их, понимаешь, приютили. Дали им крышу над головой и дело по душе. А они вон чего творят! Закрыть немедленно! "
Так хорошо за немецких эмигрантов взялись, что пивовары Курты и Дитрихи почли за счастье стать Джонами и Майклами, выращивающими привычную и понятную кукурузу.
Подлила масла в огонь и родная американская армия .18 ноября 1918 года был принят закон, запрещающий торговлю напитками с содержанием спирта свыше 2,75% на всей территории САСШ под предлогом сохранения зерна для нужд армии.
Многие эту меру посчитали временной - так оно и вышло. В январе 1920 года 18 поправка к Конституции САСШ, более известная ка Национальный запретительный акт, вступила в силу.
Там, где кончается закон, начинается криминал - факт общеизвестный. Так вышло и на этот раз. Производители алкоголя и торговцы алкоголем, лишенные привычного источника средств к существованию, стали осваивать новые для себя направления деятельности.
И алкоголь потек рекой. На севере - из Канады. На юге из Мексики, с Кубы и Пуэрто-Рико. Да мало ли стран, где нет запрета производить алкоголь из того, что есть под рукой? Не остались в стороне и Великобритания с привычным для американских глоток зерновым виски. Испания и Португалия с портвейном, хересом и мадерой - у испанцев была еще свежа память о проигранной Штатам войне и потерянных территориях. И французские коньяки, бренди, кальвадос и вина - куда же без французов?
Понятное дело, что напитки прибывали в Штаты, минуя государственные фискальные органы и налогами не облагались, поскольку были обыкновенной контрабандой. Вся прибыль от продаж черного импорта оседала по карманам участников. То же самое можно сказать и про своих, отечественных, американских производителей.
И всех причастных к этому делу стали называть бутлегерами.
Естественно, что места под солнцем хватало не всем. И народ, добывший себе независимость силой оружия, вновь взялся за оружие.
Полагаю, стоит вспомнить, что Америка, которая себя построила сама - сделала это руками эмигрантов. По сути - стала первой в мире страной, созданной эмигрантами.
Кто то из них сумел разбогатеть на новом месте. А кто-то продолжал сводить концы с концами. И народ из бедных эмигрантских районов был стихийно разделен по национальному признаку,
Приехавшие из других стран всегда старались селиться поближе к своим, к таким же, как они. К тем, кто не забыл родной язык и национальные обычаи.
Итальянцы, ирландцы, немцы, евреи старались заниматься тем же самым, что и на родине. Или же осваивали новые для себя профессии. Азартные игры, проституция, кражи, мелкий рэкет - дело находилось всем. И дети эмигрантов жили среди всего этого и не видели другой жизни. Такая вот была кузница кадров для молодежи.
К слову сказать, если не было повода посмотреть культовый фильм "Однажды в Америке" - это хороший повод окунуться в атмосферу той эпохи.
С принятием 18 поправки народ быстро просек, что на этом деле можно заработать. И бросились зарабатывать.
Полицейские же со своей стороны попытались дать симметричный ответ. Обнаруженый алкоголь изымали и уничтожали. Бутлегеров привлекали к ответственности. Другой вопрос, что возможностей полиции оказалось маловато.
И люди, на глазах которых уничтожали алкоголь - стали все чаще и чаще стрелять в полицейских. И широко использовать разные технические средства вроде автомобилей.
С этим надо было что-то делать. И к привычным полицейским револьверам Colt и Smith & Wesson с не менее привычными с 1898 года патронами .38Special добавились пистолеты-пулеметы Томпсона и всевозможные помповики.
Но вот незадача, Томпсон был тяжел и неудобен. А револьверы, в частности распространенные полицейские Smith & Wesson Model 10 и Colt Police Positive Special в калибре .38Special были слабоваты по дульной энергии и пенетрации - то есть, пробивной способности.
К тому же господа бутлегеры защищались всеми доступными способами. .Простейшие меры противопульной защиты в виде стальных листов в 1/16" (1,58 мм)в автомобильных дверях и бронежилетов, выгнутых по фигуре из листовой стали 1/8"(3,175 мм) не давали .38Special никаких шансов.
Ответом на эти примитивные, но действенные меры в 1929 году стало появление пистолетного патрона .38 Super, созданного на базе довольно слабого .38АСР. Патрон .38ACP из 6" ствола (152,4 мм) плевал пулей весом 130 грейн (8,42 гр) со скоростью 1050 футов (320,0 м/сек)в секунду , а .38 Super вышвыривал точно такую же пулю из такого же ствола со скоростью 1280 футов (390,1 м/сек)в секунду. 431 Дж энергии против 640 Дж - разница в полтора раза - ну почти. И .38 Super исправно шил содержимое бутлегерских автомобилей и самих бутлегеров. Самодельная бронезащита от него не помогала.
Но тут появился вопрос совершенно иного свойства. Что кто бы взялся перевооружать полицейских с их древними Colt М1900 и М1902 на что-то более современное и эффективное, под новый патрон. Внешне патроны .38АСР и .38 Super не отличались и некоторые рационализаторы пытались стрелять ими из того, что есть.
Но с учетом разницы в дульной энергии и давлении - при выстреле затвор не успевал расцепляться со стволом и дело заканчивалось срывом ствола с оси рамки.
Нужно было что-то другое. Особенно если учесть, что пистолеты на то время были продуктом относительно свежим, если не сказать - новомодным. Существующим всего пару десятилетий.
А револьверы к тому времени выпускались уже восьмой десяток лет и за это время стали оружием привычным, обычным и что самое главное - простым и доступным для понимания. Производство этих самых револьверов было доведено, что называется, до звона. На оружейных заводах выпускалась масса моделей и модификаций. И свободный американский народ в основной своей массе - как то больше доверял револьверам.
И ответом на пистолетный .38 Super стал револьверный патрон .357 Magnum. Патрон, до сих пор остающийся одним из самых мощных среди револьверных и пистолетных патронов в калибре .38. Патрон, ставший первым в мире магнумом. И по сути, открывшим собой эпоху магнумов.
Считается, что создателем патрона .357Magnum был внук основателя компании Smith & Wesson Дуглас Б. Вессон. Дуглас любил шампанское в полуторалитровых бутылках Magnum и аналогичным именем назвал новый патрон.
Если бы все было так просто.
Разработка патрона .357Magnum была основана на опытах Элмера Кейта - первооткрывателя эпохи магнумов. Большого экспериментатора и создателя патронов .357Magnum, .41Magnum и .44Magnum.
Элмер приступил к разработке револьвера под мощный патрон на бездымном порохе, взяв за основу рамку Smith & Wesson .44 калибра. Как результат - появились револьверы Smith & Wesson .38/44 моделей "Heavy Duty" и "Outdoorsman".
Это были револьверы, запускающие оболочечные пули с привычным весом 158 грейн(10,23 гр) со скоростью 1125 футов (343 м/сек) в секунду. На то время обыкновенные патроны .38Special были снаряжены дымным порохом и свинцовыми пулями. И начальной скорости больше 755 футов (230 м/сек) в секунду на 6" стволе свинцовые пули не достигали.
Но тут создателя подстерегала другая проблема. Использование нового патрона .38SpeciaI под бездымный порох и оболочечную пулю в старых револьверах, рассчитанных на дымный порох и мягкие свинцовые пули - привело бы стрелков к плачевным результатам. Новые патроны развивали давление втрое выше прежнего.
Чтобы исключить подобное, было принято решение удлинить гильзу настолько, чтобы барабан старого револьвера с новыми патронами не смог даже закрыться.
Сказано - сделано . Гильза была 1,155" (29,3 мм), а стала 1,29" (33 мм). Пуля использовалась все та же, 158 грейн (10,23 гр).
Результат превзошел самые смелые ожидания - даже на коротеньком 4" стволе (101,6 мм) новый патрон с пулей 158 грейн(10,23 гр) выдавал умопомрачительные 1240 футов (380 м/сек)в секунду, что означало энергию пули в 731 Дж в пяти метрах от дульного среза.
А чтобы немного уменьшить необходимую длину револьверного барабана, и увеличить останавливающее действие пуль, Кейт сделал нос пули нового патрона плоским. Эта мера уменьшила склонность пуль к рикошетам. А заодно - стало возможно использовать патроны в трубчатых подствольных магазинах. После каждой перезарядки патроны в подствольном магазине перемещаются, получая чувствительные удары. А если капсюль одного патрона находится аккурат напротив острой головной части пули другого патрона - так капсюль может и сработать при очередной перезарядке.
И патрон .357Magnum патрон получился крайне сбалансированный. Высокая энергия пули сочетает в себе приемлемую отдачу и высокую проникающую способность.
.38SpeciaI тоже никуда не делся. А стал дополнением к .357Magnum. Более того, большинство оружия под патрон .357Magnum является бикалиберным и допускает использование и .38SpeciaI тоже.
У .38SpeciaI мягче выстрел, меньше отдача и нагрузка на стрелка - для тренировок самое оно.
Что касается Magnum, с чего начали разговор. Термин Magnum в его изначальном понимании ознаменовал собой переход револьверов от патронов с дымным порохом на патроны с порохом бездымным. То есть, не простое увеличение мощности путем удлинения гильзы стандартного патрона.
А качественный скачок на базе существующих реалий.
Про гладкоствольные магнумы поговорим в следующий раз.