Мартин Кэмпбелл никогда не был великим постановщиком, но в начале своей работы он был весьма перспективным режиссером. Его карьера насчитывает 10 фильмов, первым из которых стал первый фильм с Пирсом Броснаном в Бондиане - "Золотой Глаз". Этот фильм обозначил тон и стиль картин режиссера, мимолетные похожие фишки были видны на протяжении первых нескольких картин Кэмпбелла. В 2006 Мартин возвел, так сказать, все эти качества в абсолют и снял еще один фильм во франшизе про агента 007 - "Казино Рояль", где теперь роль впервые принял на себя Дэниэл Крейг. Но после карьера Кэмпбелла пошла по бороде и сопровождалась большим количеством провалов. Помимо того, что сейчас в прокате все еще идет завершающий фильм про Джеймса Бонда с Крейгом, так еще и сам Мартин выпустил летом этого года свой юбилейный проект - "Кодекс Киллера". Я расставил все фильмы режиссера от худшего к лучшему, но объективно, использовав 4 крупнейших сайта о кино - КиноПоиск, IMDb, Rotten Tomatoеs и Metacritica. Последние два - сайты критиков, которые часто недооценивают или переоценивают фильмы, так что формула расчета будет выглядеть так: (КП+IMDb+(RT+M)/2)/3
11. Зеленый Фонарь (2011), (59+55+(26+39)/2)/3=48.83
Некогда перспективная киновселенная DC должна была стартовать именно с фильма про Зеленого Фонаря, но по итогу Фонарь стал полностью самостоятельным произведением. Во время съемок режиссер постоянно ругался с исполнителем главной роли - Райаном Рейнольдсом, что вылилось в затянутое производство и раздутие бюджета до 200 млн. После этого студия на монтаже убрала из фильма около 40 минут, так что у фильма априори не было шансов на окупаемость. Финальный бюджет фильма достиг суммы в 200 млн, а кассовые сборы составили всего 220, и Warner потеряли на Фонаре порядка 200 млн, что делает это кино самым убыточным в 2011 году. Соответственно, такой провал не мог не разрушить карьеры всех причастных, но не повезло только Мартину Кэмпбеллу, который исчез из кино аж на 6 лет. Но справедливости ради, кино действительно заслуживает уважения. Это самая бессмысленная и жалкая трата 200 млн, что я видел. Это настолько никчемный трэш, что он мне даже понравился. Местами творится такая невразумительная чушь, что невольно начинаешь смеяться над всем этим балаганом. Графика просто восхитительно отвратительная, в каждом кадре с использованием CGI кажется, будто смотришь на какой-то мультфильм. Для меня это один из ярчайших представителей категории фильмов, которые настолько плохи, что хороши.
10. Флэшбэк (2022), (65+57+(28+41)/2)/3=52.16
В 2022 году боевики с Лиамом Нисоном получили новое достижение. Во-первых, оценки на западных ресурсах всё стремительнее пробивают дно, постепенно приближаясь к отметке ниже 50 баллов ( а "Игра теней" 2022 уже это сделала, не собрав и 40 из 100). Во-вторых, к подобного рода низкопробным проектам присоединились не только некогда востребованные актёры, но и режиссёры. К "Флэшбэку" вон присоединился Мартин Кэмпбелл, который снимал путные "Казино Рояль" и "Маску Зорро", но в последнее время перешедший в откровенную категорию Б. Новый фильм с Нисоном уже даже перестал пытаться быть оригинальным, самобытным или интересным. Если раньше хотя бы "Воздушный маршал" или "Схватка" пытались в оригинальность, то вот "Флэшбэк" уже больше походит на боевик из категории последних с Брюсом Уиллисом, где вот совсем немножко стараний было приложено. Здесь нет сюжета - он вообще не важен. Очередной хороший мужик из-за лёгкой наживы соглашается на убийство, но так как хороший, то милую невинную жертву убивать не будет, а пойдёт против системы. По-моему, чуть ли не в каждом фильме Лиам Нисон не был готов убить невинных или детишек. Экшен, ради чего это и кино и существует, снят очень скучно и примитивно. Все перестрелки сводятся к косым ботам и главному герою, вальяжно ходящему по пустой местности, но никто попасть в него всё равно не может. Драки или годный мордобой, можно считать, что в этом фильме вообще не представлены. Немногочисленные потасовки все сняты в одном ключе: крупный план лица Нисона, восьмёрка от Нисона к боту, шлепки через монтажную сцену, бутафорская кровь. И чтобы хоть как-то разбавить это однообразие, сценаристы стараются хоть как-то надавить на чувства зрителей, чего сделать не получается. Проблемы главного героя с альцгеймером никак не обыгрываются, кроме банального, что правительство ему не верит. Ещё я заметил, что в героев Лиама Нисона начинают потихоньку убивать в кульминации. Но в этот раз сцена смерти даже не выглядела красиво, а просто уныло. К тому же, из Моники Белуччи вышел чересчур деревянный злодей, актриса явно отбывала номер и не хотела долго на съёмках находиться. В целом мне картина показалась прямо очень посредственной и унылой, а Мартин Кэмпбелл даже не пытался это дело исправить.
9. За гранью (2003), (74+65+(14+32)/2)/3=54.0
Старомодные фильмы калибра "За гранью" обычно приходятся российскому зрителю очень даже по душе, хотя на западе почитать их не принято. В случае же с этим фильмом еще и критики были очень недовольны, что всегда сулит нахождением в самом конце списка.У меня же после просмотра остались довольно смешанные впечатления. Сначала кино кажется максимально стандартным - манерная леди обязательно влюбится в этого, так сказать, простолюдина, и все у них будет в шоколаде. Но впоследствии наблюдать за тем, как кино мастерски разрушает всевозможные штампы и клише, очень интересно, в финале даже появляется стоящая интрига. Хотя огромный минус состоит в том, что далеко не всегда происходит что-то действительно интересное, в промежутке от первого получаса до часа и 15 минут я так вообще умирал со скуки, но по итогу все не так критично. Неплохое кино, с рейтингом IMDb я более чем согласен.
8. Легенда Зорро (2005), (70+60+(26+47)/2)/3=55.5
Первая часть о Зорро с Антонио Бандерасом выходила в 1998 году и была весьма успешна. За сиквел не принялись стремительно, но таки сняли 7 лет спустя. "Легенда Зорро" имела схожие факторы с другими продолжениями, которых все называли посредственными в сравнении с оригиналом. Сценарий у сиквела был очень халтурным - в самом начале оба героя ( которые, напомню, 10 лет жили вместе) буквально по щелчку пальца и без стоящих причин разводятся, это реально бесит. Но потом все же частично выяснится подоплека того, почему Елена подала на развод, что выглядит натуральным идиотизмом, если честно. В целом Легенда очень похожа на "Мумию Возвращается" с Брэнданом Фрэйзером, но вторая явно гораздо качественнее и душевнее, а Зорро же создан исключительно ради денег.
7. Кодек Киллера (2021), (58+61+(62+48)/2)/3=58.0
Самый свежий проект Кэмпбелла не стал каким-то прорывом или хотя качественным развлекательным боевиком на вечер, а просто посредственностью категории Б. Ах, и как же я обожаю, когда российские локализаторы добавляют заведомо дурацкому фильму какой-то глубины. "Кодекс Киллера"... как же интересно и круто звучит, прямо сгорал бы от нетерпения посмотреть его, если бы не увидел случайно трейлер. Конечно, какое-то подобие кодекса у главной героини присутствует, но это далеко не главный лейтмотив всего сюжета. Это просто набор еле-еле связанных друг с другом экшен-сцен, которые и то дешево и скучно смотрятся. Более менее вытягивает это кино Сэм Джексон, но его мимолетного камео все равно недостаточно, вообще непонятно, что вообще этот актер тут забыл. И я не понял, зачем в фильме Майкл Китон, который в большинстве своих сцен смотрится откровенно нелепо. Помимо парочки неплохих визуальных и стилистических решений и качественной операторской работы, в фильме очень мало чего-то цепляющего или интересного, стандартный примитив, тянет лишь на 5,5 из 10.
6. Вертикальный предел (2000), (71+59+(48+48)/2)/3=59.33
Захватывающие фильмы про горы, очевидно, случаются не часто. Что можно вспомнить, "Эверест" и "Скалолаза"? Ещё Мартин Кэмпбелл на стыке веков попробовал снять почти блокбастер за 75 млн, но полюбилось кино только у нас, запад к нему куда как более категоричен. Не спасают кино ни скучные и однобокие персонажи, ни даже сюжет. Замес в духе "мы решили полазить по горам, но оказались в ледяной ловушке" звучит довольно-таки интересно, но реализован он довольно посредственно. Есть история с банальной местью, есть с банальным спасением близкого. Сохранилось кино до наших дней прям очень посредственно, декорации плохо пережили 20 с лишним лет. Персонажи, как я уже говорил, не вывозят. Они безликие и очень забываемые. Особенно пустым казался мне главный герой, хотя в нашей озвучке голосом Александра Баргмана он выглядел немного выигрышнее. Интригу нагнать пытаются, но исход становится более чем очевидным. Из плюсов вновь могу выделить операторскую работу, оператор иногда подбирает очень сочные кадры. Режиссёр вроде как пытается что-то сделать, но чего-то такого особенного Мартин Кэмпбелл вряд ли привнёс. На мой взгляд, кино максимально среднее, без восторга, но и особого негатива, 6 из 10.
5. Возмездие (2010), (68+66+(55+55)/2)/3=63.0
"Возмездие" в целом годный фильм, но это явно не то кино, которое ждешь после 8 лет застоя Мела Гибсона. Из-за не очень лестных высказываниях об евреях актер буквально отправился в изгнание, и после "Знаков" Шьямалана он не появлялся ни в одном фильме, пока не наступил 2010 год. История максимально стандартная - у полицейского умирает дочка, и тот во что бы то ни стало решает найти убийцу и совершить акт мщения. Выходили сотни фильмов, подобных "Возмездию", да даже в карьере самого Кэмпбелла был похожий фильм. Ну и русский перевод на этот раз притупляет углы, оригинальное название - "Край Тьмы", звучит более удачно, хотя на общие впечатления это никак не влияет. Но хотя фильм и способен преподнести какие-никакие сюрпризы и интересные решения, но все равно тянет на середнячок.
4. Иностранец (2017), (72+70+(66+55)/2)/3=67.5
А вот и второй фильм Кэмпбелла с похожим сюжетом, разве что Джеки Чан с погибшей дочкой здесь занимают побочную ветку. И наконец-то мы добрались до фильмов, которые мне без оговорок понравились. "Иностранец" - это очень крутой политический триллер. Конечно, промо слегка обманывает, ведь главным героем оказался далеко не Джеки, а Пирс Броснан. Роль у Джеки Чана ну очень второстепенная и мелькает он всего пару раз за фильм, но зато мордобой с ним великолепно снят. В основном же Пирс Броснан влипает во всякие политические интриги, что поставлено и сыграно очень круто, еще и сценарно оправдано. Мне было интересно и во время боевика, и во время триллера, заскучать лента мне ни разу не дала, хотя многие жаловались, что в тот момент, когда Джеки Чан в кадре не присутствовал, было откровенно скучно, ну тут уже на свой вкус и цвет, у меня такого не было. Не сказать, что это шедевр, конечно, но очень крепкое кино у Кэмпбелла получилось точно, 8 из 10.
3. Золотой Глаз (1995), (71+72+(79+65)/2)/3=71.66
А вот и дебютный фильм Кэмпбелла в Бондиане, который первым пересек рубеж в 70 баллов. Из всех 4 лент с Пирсом Броснаном в главной роли именно "Золотой Глаз" является объективно лучшим. Хотя мне больше понравился "Завтра не умрет никогда", а "И целого мира мало" так вообще считаю одним из самых лучших фильмов франшизы, но все равно не могу не признавать заслуги этого фильма. Пирс Броснан для многих фанатов является самым лучшим Бондом, с чем, на самом деле, трудно не согласиться, этот 007 получился действительно статным и обаятельным героем, что уже огромный плюс, особенно на фоне Роджера Мура и Джорджа Лэзенби. Еще очень хочется похвалить операторскую работу, Фил Мейхью прекрасно справился с экшеном, да и статичные кадры тоже смотрятся хорошо. Наконец-то нам показали еще одного агента с двумя нулями, которого играет Шон Бин, так что ни за что не угадаете, что с ним произойдет в конце. Хотя фильм можно упрекнуть за довольно устаревшую графику, некоторые компьютерные кадры прям очень убогие. Ну и излишнюю клюкву, полными идиотами наших не сделали, но серьезных противников в них все равно не разглядеть. Да и Джеймс Бонд еще и на танке по Санкт-Петербургу разъезжал, попутно расстреливая злодеев и гражданских. Но в целом кино все же классное, я бы не назвал его лучшим во франшизе, но это весьма неплохой образчик и 7 из 10 заслуживает вполне.
2. Маска Зорро (1998), (75+68+(83+63)/2)/3=72.0
Мартин Кэмпбелл поставил не только сиквел о Зорро, но и оригинальную ленту, которая вполне заслуживает звания качественного развлекательного фильма. Персонаж Энтони Хопкинса, на мой взгляд, получился самым интересным в этой истории, который поначалу был эдаким Робин Гудом, пока не обрел дочь, которую у него отнял главный злодей. Антонио Бандерас же кажется весьма стандартным протагонистом, обычный вор (почти), но с добрым сердцем. Злодей тоже более менее на уровне, представляется обыкновенным, но моральный компас в виде его дочки положение спасает. Получился классный такой фильм про постаревшего американского Робин Гуда и его будущего заменителя.
1. Казино Рояль (2006), (78+80+(95+80)/2)/3=81.83
И без особой интриги "Казино Рояль" занимает 1 место. Мне всегда было очень трудно назвать самый лучший фильм в Бондиане, но перед просмотром "Не время умирать" я пересмотрел все свои самые любимые фильмы франшизы, так что теперь с уверенностью могу сказать, что этот мой самый любимый. Многие были очень недовольны исполнением Дэниэла Крейга агента 007, но мне он прямо очень понравился, для 21 века смотрится шикарно. Еще и русский дубляж ни капли не подкачал, Валерий Соловьев как влитой для этой роли ( хотя он дублировал и Броснана в "Умри, но не сейчас", но там его голос куда хуже вписывается актеру). Злодей в исполнении Мадса Миккельсена получился выше всяких похвал, помимо шикарного отыгрыша актера, Ле Шиффр еще и прописан отлично. Его план понятен и прост - заработать денег, а не что-то банальное вроде захвата мира, и в некоторых сценах к нему даже проявляется некое сочувствие. Идеальным антагонистом для определенного главного будет является не его противоположность, а наоборот, идентичность. Ле Шиффр и Джеймс во многом похожи - самоуверенность, эго, неумение проигрывать. От этого битва за карточным столом и кажется такой напряженной и интригующей. А оператором остался все тот же Фил Мэйхью, который довольно часто сотрудничал с режиссером, и в "Казино Рояль" он справился лучше всего, благодаря цветовой гамме гораздо сильнее выражается субъективное видение героя, а обычные кадры, показывающие окружение смотрятся очень живо. Сам агент 007 в кое-то веки проходит личностное развитие, да и вообще представляется живым человеком ( предыдущие Бонды были, конечно, как минимум хороши, но им категорически не хватало раскрытия их личности поглубже). За взаимодействием Веспер и Джеймса наблюдать одно удовольствие, а их влюбленность друг в друга наконец-то произошла не по щелчку пальца. Про экшен же особо нечего сказать, он поставлен и снят великолепно и в живую, отчего ни капли не устарел.
Подводя итог, можно сказать, что Мартина Кэмпбелла вряд ли можно назвать хорошим режиссером. Из 10 его работ сразу 6 мне показались крайне средними. "Золотой Глаз" и "Маска Зорро" получились классными и атмосферными , но все же далеко не теми фильмами, о которых я буду постоянно вспоминать, 7 из 10 они, безусловно, заслуживают, но не более. "Иностранец" мне очень очень понравился, это очень атмосферный триллер, который стоит просмотра, но вряд ли многие останутся от него в восторге. Ну а "Казино Рояль" я все же назову бесспорным шедевром боевиков, за это лето я посмотрел его, наверное, раз 10, чего обычно со мной не происходит. Мартин Кэмпбелл все-таки интересный режиссер, хотя бы за подход к съемкам к нему стоит проявить уважение, но вряд ли его имя когда-нибудь действительно будет известно большинству, а не узкому кругу лиц. Следующее От худшего к лучшему будет по фильмам режиссера Рона Ховарда.