Впервые зашел в это заведение ещё студентом. В городе Новосибирске тогда с уличным общепитом было все очень печально и желтые павильоны с разнообразными бутербродами народ воспринял с огромной радостью. В них можно было круглосуточно погреться и очень бюджетно перекусить.
Это было одно из тех мест из прошлого, о котором вспоминаешь и удивляешься самому себе. Как можно было с таким удовольствием поедать эти не особо вкусные бутерброды из микроволновки? А ничего лучше не было.
Основной студенческой уличной едой тогда были — шаурма и хот-доги, но их тебе высовывала из окошка рука продавщицы и есть предлагалось на морозе, а тут впускали внутрь, где тепло. Для Новосибирска это оказалось мощным конкурентным преимуществом.
Основание
Первые "Подорожники" появились в 1995 году. Создателями сети была семейная пара Владимир и Татьяна Фомины. В дальнейшем муж куда-то пропал. Сейчас основным владельцем и руководителем является только Татьяна.
Идея у "Подорожника" была очень простой: в заготовочном цеху лепились бутерброды, их охлаждали и развозили по павильонам. Когда клиент делал покупку, сотрудница доставала нужный "бутер" из холодильника и разогревала в СВЧ. Элементарно же.
Сегодня ежедневно сеть продает по 40000 бутербродов и 4000 литров собственного лимонада "Подорожник"
Формат заведений оказался в Сибири невероятно популярен. Больше даже не из-за какого-то великолепного качества продукции, а из-за полного отсутствия конкуренции.
Даже с приходим крупного общепита в Новосибирске и ближайших городах всё ещё почти нет круглосуточных забегаловок, а "Подорожник" с самого открытия работали именно круглосуточно.
Дошли до Питера
К 2003 году сеть настолько сильно поверила в себя, что пошла захватывать северную столицу. Причина такой экспансии оказалась довольно необычной. В Питер на ПМЖ переехали пара топ-менеджеров компании и сами предложили организовать там филиал сети.
Основная проблема была в удаленности производственного цеха, а малое количество точек (всего 12 шт) не позволяло открыть полноценную фабрику-кухню на месте. Филиал с самого открытия и до завершения работы оставался убыточным. К этим проблемам прибивались трудности и в родной Сибири.
В 2007 компания крупно вкладывается в новый производственный комплекс под Кемерово. На 6000 м2 теперь выпекаются булки и все мясоколбасные изделия для бутербродов, делают сыр и соусы. В ассортименте сети появляются супы, салаты, каши, но они не сильно помогли.
К сожалению, основанная концепция "Подорожника" не менялась годами. В 90-х годах, когда рынок только зарождался, бутерброды для публики с доходами ниже среднего отлично "зашли", но потребительские предпочтения начали меняться и удовлетворить людей обычными бутербродами становилось все сложнее.
Доходы "Подорожника" начали падать. К 2009 году компания подошла с точками в Новосибирске, Томске, Новокузнецке, Кемерово и Санкт-Петербурге. Всего количество киосков перевалило за 160 шт. Оборот составил 652 млн рублей, что было меньше на 35%, чем в 2008 году.
Этап выживания
В 2010 году закрываются филиалы в Томске и Питере. Пришлось забыть о планах захвата северной столицы амбициозной бутербродной из региона. Сеть испытывает финансовые трудности и со всей силы делает попытки вписаться в меняющийся рынок.
Начинается период метаний. Закрывают/открывают павильоны, перебирают разные концепции. Пробуют запускать кафе с мягкими стульями, музыкой и бесплатным Wi-Fi. Ежемесячно меняют меню — добавляют новинки и вычеркивают блюда с плохими продажами. Начинают активнее торговать своей линейкой лимонадов.
В 2015 году "Подорожник" пробует запустить довольно любопытный проект. В новосибирском метро устанавливают "бутербродомат". Это такой аппарат в котором продается 9 видов сэндвичей. Особенность в том, что перед тем как выдать бутерброд клиенту, он проходит через СВЧ печку и выпадает уже горячим.
Следующие пять лет сеть уже на своей территории сталкивается с суровой конкуренцией в виде международных гигантов рынка фастфуда, которые развернули мощную экспансию на Восток.
Есть мнение, что "Подорожнику" удалось выжить из-за специфической аудитории — это возрастные клиенты с небольшим достатком, которые покупают эти бутерброды уже много лет. Бургер Кинг и Макдоналдс просто даже не ориентируются на них. В 2020 году сеть заканчивает с выручкой в 800 млн рублей.
Подорожник сейчас
В 2021 году бутербродная из Сибири начал активно искать инвесторов, даже планирует выйти на IPO. Хотят привлечь почти 2 млрд рублей, а на эти деньги увеличить число точек до 500 шт (сейчас их около 160).
Было бы приятно видеть, как самобытный бренд из России перерождается и "выстреливает" с новой силой. Хочу пожелать удачи, без неё тут точно не обойтись.