Найти тему
Валерий Печейкин

Зачем русские классики "оскорбляли ветеранов"?

Вы знаете, что в последнее время художники как взбесились: все время оскорбляют каких-нибудь ветеранов. То художник Кирилл Миллер выставил в галерее "Свиное рыло" картину "Живые и мертвые", в которой увидят "Бессмертный полк". То писатель Кирилл Смородин повесил в Военной галерее 1812 в Эрмитаже свой портрет, стилизованный под военную форму.

Но в русской истории есть прецедент, который стал настоящей классикой. Ведь участие в нем приняли сразу три очень талантливых человека. Даже так: один талантливый человек и два гениальных.

О работе первого гения мне как человеку из Средней Азии хорошо известно. Это знаменитая "туркестанская серия" Василия Верещагина. Все вы знаете его "Апофеоз войны".

Василий Верещагин / "Апофеоз войны" / 1871
Василий Верещагин / "Апофеоз войны" / 1871

Так вот, к этой же серии относится и картина "Забытый" (1872), которая была... уничтожена автором. Посмотрите на нее сначала сами, а затем глазами императора Константина фон Кауфмана, который был генерал-губернатором и возглавлял командование Туркестанской армией, которая и присоединяла новые территории к России. Так вот, Кауфман был в настоящем гневе от этой картины, когда посетил выставку в Санкт-Петербурге в 1874 году. Верещагин вспоминал: "Кауфман, очевидно, умышленно шельмовал меня, заставлял сознаться, что именно русского солдата в такой позе, объеденного птицами, я не видел, и положительно торжествовал, когда я под ироническими улыбками его свиты, сознался: да, не видел".

-3

После Кауфмана картину увидел сам император Александра II и по легенде, отдав должное мастерству художника, он приказал ее уничтожить. Верещагин, скрепя сердце, подчинился высшей воле. Картина была уничтожена. От нее остался только этот набросок, на который вы смотрите.

Картина, хоть и исчезла, "воскресла" в новом виде. Поэт Арсений Голенищев-Кутузов пишет такие стихи:

Он смерть нашел в краю чужом,
В краю чужом, в бою с врагом;
Но враг друзьями побежден, —
Друзья ликуют, только он
На поле битвы позабыт.
Один лежит.

Эти стихи берет великий русских композиторов — Модест Мусоргский — и сочиняет на них романс. По сей день это один из самых проникновенных и трагических романсов в русской музыке.

Конечно, я не хочу сказать, что творчество Константина Миллера или шарж Кирилла Смородина уже стоят рядом с творчеством Верещагина и Мусоргского. Я хочу лишь показать, что ни генерал Кауфман, ни император Александр II не смогли увидеть подлинного замысла художника, но его смогли услышать Мусоргский и Голенищев-Кутузов. В чем же этот замысле. В сострадании забытому человеку. Поэт Яков Полонский во "Всемирной иллюстрации" так написал о "Забытом": "Ведь эта картина так и говорит русскому сердцу: не позабудь этого позабытого, вспомни, что и его, так же, как и тебя, мать родила, пеленала, грудью кормила, может быть, любовалась им, надеялась на него..."

Работа Верещагина наполнена состраданием к человеку, а не желанием их оскорбить военных, отдавших свои жизни. Поэтому с картиной Верещагина хочется поставить... картину Бэнкси. По его просьбе на одном из благотворительных аукционов был приобретен пейзаж некоего Сэгера (Sager). Бэнкси берет чужую работу, дорисовывает одну лишь фигуру — вы легко ее найдете — дает ей название "Банальность банальности зла". И превращает этот незамысловатый пейзаж в одно из самых сильных своих высказываний.

Banksy / «The banality of the banality of evil»
Banksy / «The banality of the banality of evil»

Нацистский офицер смотрит на прекрасную золотую осень. В этой картине столько подтекстов и смыслов, которые интересно изучать и искусствоведу и прокурору. Кто этот офицер? Это Гитлер? Почему название отсылает к книге Ханны Арендт? Почему именно этот пейзаж: это про "закат Европы"? Или про то, что Бог "посылает дождь на праведных и неправедных"?

Как говорится, столько вопросов, но нет ответов. Впрочем, художник это человек, который задает вопросы. Ответы дает Генеральная прокуратура.

Кстати, как вам работа Бэнкси? Что видите в ней вы?

#ветераны вов #новости #оскорбление чувств #русская классика