Найти в Дзене

Обучение чтению: типичные ошибки. Часть 3

Эта статья - последняя часть цикла, в котором мы разбираем ошибки, часто встречающиеся при обучении детей чтению. Впрочем, если вы внимательно читали наши прошлые статьи, вы наверняка заметили, что многие из ошибок могут встретиться не только при обучении именно чтению: это общие недостатки обучения, с которыми можно и нужно бороться. Просто чтение - достаточно сложный навык, научить которому обычно хотят как можно быстрее, - выявляет их особенно явно. Сюда можно отнести неправильный выбор материалов для обучения, обязательное обучение "как в школе" (с классно-урочной системой), а также еще одну распространенную ошибку - неправильную оценку готовности ребенка к обучению. О ней мы с вами сейчас и поговорим.

5. Как быть, если ребенок "не готов"?

Существуют достаточно четкие критерии того, что ребенок может приступить к обучению чтению. И возраст тут не столь важен, - в этом отношении каждый ребенок индивидуален и время формирования готовности к чтению может варьироваться.

Гораздо важнее другое:

- словарный запас по возрасту, возможность выразить словами любую мысль;

- минимально сформированный фонематический слух (понимание того, что слова могут различаться между собой теми или иными звуками);

- ориентационные навыки в пространстве (базовое понимание того, что такое "лево" и "право", "верх" и "низ", "назад" и "вперед", - даже, если ребенок иногда путает эти понятия);

- активная любознательность, любопытство, желание познать мир;

- умение сосредоточиваться и удерживать внимание, некоторое время заниматься одним делом;

- понимание того, что такое чтение, знакомство с самим процессом (например, в ходе совместного чтения с родителями, наблюдением за читающими родителями, родственниками и т. д.).

Если вы задумываетесь, готов ли ваш ребенок к систематическому и целенаправленному обучению, посмотрите на приведенные выше критерии и помните, что любой из них (но всего один!) может отсутствовать - это не критично. Если отсутствуют уже 2-3 пункта из списка, возможно, вам следует подождать какое-то время.

Важно понимать, что у здорового активного ребенка в зависимости от врожденных особенностей психики, темперамента и т. д., а также условий его проживания возраст наступления готовности к обучению чтению может варьироваться от 3 до 6-7 лет. И это совершенно нормально.

Впрочем, многие родители, напротив, боятся так модного сегодня раннего развития и не понимают, необходимы ли дошкольнику навыки чтения, счета и т. д. О том, полезно или вредно раннее развитие, мы обязательно поговорим в следующих статьях.

До встречи!