Найти тему
Александр Дедушка

Дружба в смешанном коллективе. Кто лучше - ученики или учителя? (Дружба и коллектив)

Дружба и коллектив
Дружба и коллектив

Стать другом для своей школы, что является одной из ценностных составляющей «Дружной», невозможно без налаживания дружеских отношений между учителями и учениками. Даже абстрагируясь от «Дружной», понятно, что дружный общешкольный коллектив является заветной целью и мечтой всякого понимающего смысл своего труда педагога и лучших представителей ученического коллектива.

Мы это тоже понимали, поэтому налаживанию дружеских отношений по линии учителя-ученики отводили немало времени и внимания. Кстати, это еще одно направление «выхода коллектива из себя», которое присуще ему на высших этапах развития.

Прежде чем мы начнем рассматривать конкретные формы работы смешанного учительско-ученического коллектива, хочется сказать вот о чем. Взаимодействие «молодости» и «опыта» не всегда проходит гладко, и лучше все возможные сложности представлять себе заранее. Самое главное здесь, на мой взгляд, психологическая готовность к отказу от иногда намертво прирастающей к образу учителя «пристройки сверху» и предоставление возможности воспитанникам превосходить тебя, если это происходит в реальной жизни.

Вообще на этот счет у меня сложилось определенное мнение, которым я хотел бы с Вами, коллеги, поделиться.

Вступая в различного рода неформальные отношения с ребятами, я не раз, иногда с досадной горечью, убеждался в превосходстве моих воспитанников по ряду показателей. В конце концов, я убедился, что я однозначно превосхожу своих воспитанников только в одном – в жизненном опыте. Во всех остальных сферах я не только не могу говорить о своем превосходстве, но иногда однозначно, как бы это мне было ни неприятно, должен признать превосходство своих подопечных. Давайте перечислим эти сферы.

Интеллект. Для меня до сих пор осталось в душе легким потрясением, сформировавшим небольшой комплекс, проигрыш команде учеников в одном из интеллектуальных состязаний. Причем, в той сфере, где я по идее должен был быть докой – в сфере искусства. (Я в школе преподаю параллельно организаторству предмет МХК.)

Много раз я убеждался и в других ситуациях как минимум в равенстве своих и ученических умственных способностей. Впрочем, ученые уже объяснили этот феномен. Основные способности интеллекта формируются в подростковом возрасте и далее только корректируются. Поэтому по многим базовым параметрам, в частности, в скорости и глубине мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т. д.) интеллект подростка может не уступать интеллекту взрослого человека.

Ну, ладно, хоть и неприятно это сознавать, - против природы не пойдешь. Но ведь и в других параметрах, напрямую не связанных с интеллектом, я не раз обнаруживал превосходство детей.

Творчество. Всегда считал его своим коньком, но вот идет очередной мозговой штурм на совете друзей. Определяем идею предстоящего Нового года. Я заранее продумал свою идею, что-то типа празднования Нового года на Марсе, выдаю ее под видом только что придуманной с полным чувством уверенности в собственной победе, в том, что моя идея пройдет.… Как вдруг шестиклассница Люда предлагает: «А давайте проведем Новый год под рубрикой «Новогодние сновидения». Пусть каждый класс представит как бы свой коллективный сон под Новый год. В нем можно представить и спародировать, как внешкольные события – передачи, певцов, группы, так и нашу школьную жизнь – учителей, к примеру…» Я слушаю и просто диву даюсь. Ее идея не просто побеждает, далеко задвинув мою, но я сам, в конце концов, с полным энтузиазмом голосую за нее, таким образом, признав ее полное превосходство.

В последние годы я уже не утруждаю себя предварительным продумыванием идей к предстоящему мозговому штурму. Детские творческие способности меня этому научили.

Чувство юмора. Я всегда считал себя человеком, не просто обладающим хорошим чувством юмора, но способным стать лидером и душой кампании по этому показателю. Но вот в лагере появляется Вадим, чьи искрометные шутки настолько спонтанны, точны, язвительны и глубоки, что, покатываясь то и дело от хохота, я первоначально и думать позабыл о том, чтобы вставить где-нибудь собственное словцо. И так до тех пор, пока не привык к этому обескураживающему юмору и не преодолел собственный комплекс по этому поводу.

Другой пример. Одно время в качестве ходового социального проекта старшеклассников у нас в школе прошла серия КВНов. На последнем этапе подключились и мы, учителя, сыграв с объединенной сборной 11-х классов. И что же? Как мы не пыжились, составляя свою программу из различных анекдотов и собственных шуток, по сравнению с программой, представленной учениками, мы выглядели просто бледно. Вежливые смешки в зале – просто послужили нам утешительным призом.

Таким образом, и в творчестве, и в чувстве юмора дети не раз оставляли нас, учителей, позади.

Однако есть одна сфера, где я чувствовал себя уверенно, пока и здесь не убедился в детском превосходстве.

Доброта. Этот бастион, пожалуй, пал последним. Много раз на тех же палубах общения, когда выносились какие-либо мучительные проблемы, я искал и не находил в себе слов утешения для детей, которые рискнули вынести эти проблемы в круг друзей. Я видел их слезы, искал слов утешения, но часто выдавал что-то вымученное и малоутешительное, потому что мне самому не хватало любви и доброты. Но почти всегда такие слова находили сами дети. Я с благодарным удивлением смотрел на очередного «спасителя ситуации», понимая, что в данный момент являюсь учителем лишь номинально. Вот кто истинный учитель! Он или она, нашедшие слова любви и утешения, а не я, приведший к драматическому выплеску и не обладающий достаточной мерой профессионализма и доброты, чтобы адекватно залечить вскрывшуюся рану.

Такие моменты, поистине для меня являются «моментами истины». Я оказывался словно «контуженный» чужой добротой и сознанием собственной никчемности. Действительно хотелось расплакаться и сказать: «Простите, ребята! Вы – настоящие учителя, а не я…»

Ну, ладно, ладно… Хватит сентиментальничать!

Но вот еще один пример. Идет последняя карусель признаний в любви. Мне попадает в руки блокнот Вали, о которой уже шла речь. Валя, которая являлась во многом «средством развития и тренировки» любви… Мучительно ищу слов, что бы ей написать, ищу в себе добрых чувств к ней и не нахожу. Отделываюсь какими-то формальными пожеланиями, но перед тем, как отдать ее блокнот соседу, пробегаю глазами пожелания писавшей передо мной Светы… «Валя, ты – замечательный человек! Я никогда не встречала такую. В тебе совершенно нет зла – ни капельки…» Это то, что я успеваю пробежать глазами и… комментировать тут собственно уже нечего.

В общем, к чему я это все? Теперь я уже достаточно осмыслил все это с педагогической точки зрения.

Да, это надо признать за факт – дети, наши ученики, превосходят нас по многим параметрам. Это надо признать и принять, принять сознательно и спокойно, и только «смирившись» с этим можно стать эффективным педагогом и учителем. Да, именно так, и никак иначе.

Я бы даже сформулировал некий педагогический парадокс: учитель, настаивающий на своем превосходстве, неизбежно падает в глазах детей, а признающий свои «слабости» вырастает. Хотя, казалось бы, должно быть наоборот: детское превосходство должно разрушать педагогическую позицию учителя. Ан, нет.

Мне кажется, тут срабатывает некий неосознаваемый закон «естественной необходимости».

Чем уникальна школа? Это единственное место (еще детский сад), где на непродолжительное время собираются вместе будущие «Эйнштейны» и «Кулибины», «Пушкины» и «Жванецкие», святые и праведники наряду с преступниками и убийцами. Далее пути их разойдутся навсегда, но пока они еще вместе. Они еще не стали тем, кем мы их назвали, но уже содержат в себе этот потенциал будущего самопроявления, и по сравнению с этой будущей проявленностью их гения, учитель вполне может представлять собой лишь «серую личность», посредничающею в проявлении этой гениальности или пытающуюся ее скорректировать.

В этом сознании, на мой взгляд, нет ничего унизительного. Более того, это наиболее продуктивная педагогическая позиция. Учитель, принимающий такую позицию, освобождает себя от действительно унизительной борьбы за собственный авторитет и может сконцентрировать свои усилия на собственно педагогических задачах.

А главная педагогическая его задача как раз и заключается в том, чтобы помочь каждому раскрыть свой потенциал, найти наиболее эффективные формы его реализации, направить развитие каждого в приемлемое и нравственно обоснованное русло. И ведь необходимость в такой учительской позиции есть у каждого ученика. Он легко «простит» и прощает ему свое превосходство, если «слабости» учителя компенсируются его желанием помочь своему подопечному в адекватной самореализации, в постижении им собственного предназначения и призвания.

Вы согласны со мной?

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь