Найти тему
Dombusin.ru

Так ли дорого было сделать фото в ателье 19-го века

Почему-то считается, что услуги фотографа в позапрошлом веке были настолько дороги, что мало кто имел возможность сделать свой фотопортрет.

На самом деле технология фотографирования в 19-м веке претерпела бурное и быстрое развитие. Это немного похоже на компьютерный бум, свидетелями которому были многие из нас – ведь сначала компьютеры тоже были страшно дорогими и огромными, так, что один из пионеров компьютерной индустрии (Кен Олсен) экспертно заявил в 1977 году, что домашний компьютер не понадобится никому и никогда.

Что-то похожее было и с фотоиндустрией: первые десятилетия после изобретения, в 1840-1850-е годы, техника фотографирования была несовершенной, сложной, с дорогими и нестабильными реактивами, с длительной подготовкой фотосъемки. Из-за этого первые фотокарточки были действительно недешевыми, хотя все равно дешевле живописных портретов.

Дагерротип: изображение на посеребренной медной или латунной пластине, 1840-е годы.
Дагерротип: изображение на посеребренной медной или латунной пластине, 1840-е годы.

Дагерротипы 1840-х годов в США стоили 3-6 долларов, это примерно 100-200 долларов сейчас.

Однако уже к середине 19-го столетия фотография стала одной из самых популярных городских услуг, и вполне доступной среднему классу.

Американская фотокарточка 1860-х с акцизной двухцентовой маркой на обратной стороне: акциз в два цента говорил, что сама карточка стоила 25 центов.
Американская фотокарточка 1860-х с акцизной двухцентовой маркой на обратной стороне: акциз в два цента говорил, что сама карточка стоила 25 центов.

Для примера – цены на фотоуслуги в США в 1860-х годах. По ним много достоверной информации, потому что в середине 1960-х в некоторых штатах ввели акциз на фотоснимки в размере 3-8% стоимости, выпускались акцизные марки, которые клеились прямо на карточки.

Соответственно сейчас коллекционеры могут точно знать, сколько стоила фотокарточка 1860-х годов, по акцизной марке на ее обратной стороне. Получается, что стоимость фотографии, приклеенной на паспарту (декоративную картонную подложку с именем фотографа), почти всегда составляла от 25 центов до 1 доллара.

Еще одно фото с акцизной маркой, Чикаго, 1860-е
Еще одно фото с акцизной маркой, Чикаго, 1860-е

Я посмотрела, что можно было купить на 1 доллар в США в 1870-м году: оказывается, за доллар покупали пару туфель или билет в оперу на «Фигаро». Джинсы «Левис», рабочая одежда, которые продавались дюжинами, тоже стоили чуть больше доллара за штуку.

То есть услуга фотографа, в принципе, была вполне доступной. И это опровергает главный аргумент тех, кто в каждом втором фотоснимке 19-го века видит «посмертные фото» - фотография вовсе не была так дорога, чтобы семья, к примеру, только в случае смерти ребенка могла ужаться и выделить деньги, чтобы иметь хотя бы одно изображение на память.

Отечественные технологии отставали от западных на несколько лет, но и в России к концу 19-го века фотоснимок стоил совсем недорого.

Одна из карточек фотоателье Никифора Зенина, Егорьевск, около 1900 г. На обратной стороне напечатаны расценки фотографа.
Одна из карточек фотоателье Никифора Зенина, Егорьевск, около 1900 г. На обратной стороне напечатаны расценки фотографа.

В нашей домашней коллекции есть несколько фотографий из ателье егорьевского фотографа Никифора Дмитриевича Зенина. Зенин практиковал простой, но наглядный маркетинг – на паспарту своих снимков он размещал расценки на свои услуги.

Так, за 25 штук «визитных» фотокарточек (примерно 6х10 см) фотограф просил 5 рублей (на паспарту написано 5.00 коп. – почему-то без упоминания рублей, видимо, в целях экономии места). То есть одна карточка обходилась в 20 копеек, это эквивалент трех белых булок в ценах на рубеже 19 и 20 веков (Зенин имел свое ателье в Егорьевске с 1895 года).

-6

Так называемые «кабинетные» фотографии, размером 10х16 см, стоили у Зенина десять рублей за 25 штук, по сорок копеек за карточку.

-7

И пять, и десять рублей были, конечно, совершенно не бросовой суммой в дореволюционной России: зарплата учителя, к примеру, была 25 рублей в месяц, а рабочего – около 40 рублей. Но даже рабочий мог себе позволить иногда сфотографироваться, мастеровые, кстати, часто заказывали групповую фотосессию «на троих», чтобы разделить расходы.

Еще по теме:

Мама-призрак на фотографиях 19-го века

Макияж
950 интересуются