70 миллионов — именно столько активных пользователей соцсетей насчитал ресурс Hootsuite в России. И эта цифра продолжает расти. А теперь я назову вам другую цифру: 99. Именно столько % предпринимателей неправильно ведут бизнес в социальных сетях. Вы понимаете? Они упускают многомиллионную аудиторию! Сегодня мы с вами рассмотрим основы SMM, чтобы вы вошли в этот 1% успешных предпринимателей в соцсетях.
Определение SMM и что делает SMM-специалист
SMM-специалист — это не про клацанье в телефоне или ноутбуке в свободное от развлечений время, это четкий тайм-менеджмент, ответственность по всем вопросам, онлайн 24/7, постоянное генерирование новых идей и их воплощение.
Если говорить сухими фактами, то SMM расшифровывается как Social Media Marketing, то есть как маркетинг в социальных сетях. SMM-специалист занимается продвижением компании, ее бренда, товаров и услуг в социальных сетях.
Эта профессия подразумевает комплексную, долговременную и многоцелевую работу. Сммщик пишет посты, ведет паблик, запускает рекламу, общается с посетителями и клиентами, запускает активности и онлайн-мероприятия. Нужно все время быть онлайн.
Основные обязанности SMM-щика заключаются в:
- Создании контента: текстов, фотографий, видеороликов, инфографик и прочем.
- Запуске всяких конкурсов, опросов, викторин, игр и других активностей.
- Продвижении аккаунта/группы.
- Запуске таргетированной рекламы, ведении аналитики и отчетности.
- Общении с подписчиками и отслеживании их активности.
- Отчетах о результатах своей работы.
Этапы продвижения социальных сетей
Коротко пройдемся по этапам, которые вам нужно будет преодолеть на пути к успешному аккаунту:
- Создание аккаунта, группы или сообщества.
- Визуальное оформление, выбор аватарки и обложки.
- Наполнение группы контентом, свежими новостями, акциями, развлекательными постами и прочем.
- Набор аудитории: реклама или бесплатные способы продвижения (о них мы еще поговорим).
- Контент-стратегия: распишите, какие у вас цели продвижения соцсетей и как вам их достигнуть.
- Обратная связь с аудиторией: опросы, дискуссии, ответы на комменты.
- Оценка результативности и (опционально) смена контент-стратегии.
Итак, теперь давайте рассмотрим основы SMM для онлайн-проектов.
Цели продвижения
Один из ключевых факторов успеха в SMM – выбор цели. Без нее вы не сможете отследить, насколько эффективно идет продвижение и поменять/оптимизировать стратегию.
Чтобы поддерживать мотивацию и действительно достигать результатов, необходимо ставить перед собой цели.
Делается это очень просто. Вы берете лист бумаги и пишете на одной стороне листа “Точка А”, а на второй — “Точка Б”. Точка А — ваше текущее состояние. Например: нет соцсетей, нет клиентов, низкий чек услуг. Точка Б — состояние, к которому вы хотите прийти. Например: оформленный профиль в соцсетях, база постоянных клиентов, высокий чек услуг.
Для примера прилагаю инфографику с самыми важными целями, которые можно поставить и достигнуть в SMM:
Какую соцсеть выбрать?
Выбор правильной соцсети для продвижения — вопрос, не первый год волнующий весь интернет. Самыми популярными и быстро растущими социальными сетями на данный момент являются:
- Facebook
- YouTube
- WhatsApp
- Instagram
- TikTok
- Twitter
- LinkedIN
Соцсети расположены в порядке от самой большой по аудитории к самой маленькой (из этого списка, конечно же).
Принципиально могу дать вам вот три совета по выбору социальной сети:
- Проверяйте наличие в ней ваших конкурентов. Если они есть — соцсеть вам подходит. Если нет — значит, кто-то уже явно пытался, но не справился и ушёл. Попробовать можно, но будьте осторожны, чтобы не слить весь бюджет.
- Проверьте вашу контент-стратегию. Какая социальная сеть лучше всего подходит для достижения поставленных целей?
- Обращайте внимание на особенности каждой соцсети. Например, в ВК и Фейсбуке нужно постить информацию несколько раз в день, и это в основном текст с картинками. В Твиттере вы можете публиковать только короткие отрывки. Инстаграм — идеальная соцсеть для интернет-магазинов, потому что там нужно публиковать фотографии. В ТикТоке можно публиковать короткие видео. И так далее...
Позиционирование
Итак, мы прописали, чего хотим добиться, выбрали соцсеть и создали группу. Первым делом я советую поставить себя на место вашего потенциального клиента. Что он хочет увидеть у вас на странице?
Ваша задача проверить, насколько ваш профиль готов к продвижению. Иначе говоря, почему пользователю стоит на вас подписаться? Сразу ли понятно, кто вы и какие услуги предоставляете? Есть ли на вашей странице полезный контент? Подумайте о том, что нужно потенциальному клиенту и внедрите это.
Аналитика
В аналитику входит анализ результатов и коррекция стратегии продвижения. Какая реклама сработала лучше всех? Как часто на сайт приходят клиенты из соцсетей? Пользуются ли читатели вашего сайта кнопками перехода в социальные сети? Всё это вы должны видеть и анализировать.
Анализ конкурентов
Как я уже говорила, нам нужно посмотреть, есть ли наши конкуренты в выбранной соцсети. Если есть — отлично. Давайте их проанализируем, чтобы сделать свою страницу ЛУЧШЕ, чем их.
Первым делом мы смотрим на контент и общее впечатление от их профиля:
- как часто они выкладывают посты;
- на какую тему они пишут;
- в каком тоне разговаривают с аудиторией;
- насколько качественны и уникальны их иллюстрации и фотографии;
- как они работают с контентом от подписчиков;
- устраивают ли они конкурсы и другие активности.
Затем мы анализируем их продвижение:
- используют ли они таргет и насколько он эффективен;
- пишут ли что-либо в других сообществах, на страницах пользователей или в комментариях у похожих страниц;
- работают ли они с блогерами;
- какие их публикации оказались вирусными.
Последний этап — это анализ коммуникации:
- напишите им в личные сообщения сообщества и проверьте, насколько быстро приходит ответ, а также, кто вам ответит (может у них есть личный менеджер);
- как они общаются с аудиторией в комментариях;
- в каком тоне они общаются.
Нарисуйте таблицу и внесите все данные, полученные из анализа конкурентов, для сравнения.
Вообще, такой осмотр конкурентов стоит проводить на регулярной основе.
Вот несколько инструментов для аналитики чужих публикаций:
Основы оформления социальных сетей
Теперь пройдемся по визуальной составляющей. Вот несколько рекомендаций по оформлению вашего аккаунта:
- Создайте и придерживайтесь единого стиля публикаций. Во всех соцсетях и постах используйте одинаковые цвета, шрифты, символы и т.д. Это способствует узнаваемости бренда.
- Адаптируйте размеры публикаций и логотипа к требованиям каждой сети. Следите, чтобы фотографии не растягивались и не обрезались.
- Сделайте красивую обложку и логотип, ведь от них будет зависеть первое впечатление от вашего аккаунта. Напоминаю про единую цветовую гамму и стиль!
- Протестируйте внешний вид вашей страницы на разных устройствах. Проследите, чтобы всё выглядело одинаково хорошо и на ПК, и на ноутбуке, и на смартфоне и так далее.
Бесплатные способы продвижения в соцсетях
Если вы не хотите вкладывать бюджет в продвижение соцсетей (спойлер: зря), то обратите внимание на следующие БЕСПЛАТНЫЕ способы раскрутки вашего аккаунта:
1. Качественный контент
Я уже один раз в этой статье упомянула, что чем больше вы даете, тем больше получаете обратно, и упомяну это ещё раз! Делайте качественный и полезный контент!
Тогда подписчики будут продвигать вас сами: ставить лайки, делать репосты, комментировать. Это влияет на охват! Соцсеть начинает показывать ваши публикации бОльшему количеству подписчиков и добавлять вас в рекомендации.
Также, вовлекайте подписчиков в аккаунт. Тем подписчикам, с которыми вы коммуницируете, ваши публикации показываются в гораздо большем объёме.
2. Релевантные хештеги
В 2021 году, особенно в Инстаграм и ТикТоке, всё ещё актуально продвижение по хештегам. Если они релевантны, особенно. Используйте:
- Брендовые хештеги: если у вас построен бренд, то вас могут искать по названию фирмы или продукта.
- Хештеги индустрии: представьте, что человек ищет какую-то услугу в вашей сфере и используйте соответствующие хештеги.
- Хештеги местоположения: например, если вы продаете велосипед в Москве, то используйте #велосипедымосква.
И пожалуйста: не бахайте хештеги бездумно! Выбирайте только те, на которые нашлось меньше 100к публикаций, иначе ваш пост просто затеряется в потоке других. Но и те, по которым появляются публикации раз в год, вам тоже не подойдут для продвижения.
Например, хештег #кофе никак не поможет вам в продвижении, даже если вы — владелец кофейни.
3. Поисковая оптимизация
Ваши страницы в соцсетях также могут попасть в поисковую выдачу. Поэтому не забывайте упоминать релевантные ключевые запросы и оптимизировать ваши публикации.
Ключи должны быть:
- в названии;
- в описании;
- в обсуждениях;
- в комментариях.
4. Взаимный пиар с группами с похожей целевой аудиторией
Давайте представим, что у вас есть свой интернет-магазин товаров для дома. Вы создали аккаунт в Instagram и у вас уже есть тысяча подписчиков.
Вы можете найти неконкурирующие с вами аккаунты с вашей целевой аудиторией и предложить взаимную рекламу.
Например, вы можете найти аккаунты о домашних рецептах или одежде для дома.
5. Комментарии в других аккаунтах
Общайтесь от имени вашего бренда в комментариях блогеров из вашей ниши и лидеров мнений.
Только не спамьте! Давайте полезную информацию, отвечайте на запросы других комментаторов, задавайте вопросы. Так люди увидят в вас интересного и живого собеседника, зайдут на вашу страницу — и, возможно, станут постоянными читателями или даже клиентами.
На “отлично” это работает лишь в узких сферах. Не забывайте о своей нише и не лезьте в аккаунты-миллионники. Магазин товаров для дома никто не заметит среди сотен тысяч комментариев под постом Ольги Бузовой!
Желаю вам удачи и великолепных результатов!