Найти тему

Рассуждения по итогам прочтения книги Айзека Азимова «Конец вечности»

Книга А. Азимова «Конец вечности» представляет интерес не только как лучшее с художественной точки зрения и с точки зрения поворотов сюжета научно-фантастическое произведение автора, но и как прекрасный повод, поговорить о поднимаемых в ней политических и философских вопросах. Это очень хороший и интересный научно-фантастический роман о времени. .. не о путешествиях во времени, а контроле над временем. Блестящая серия книг про «Основание», посвящена космической пространственной Галактической империи, а «Конец вечности», посвящена империи временной, империи или организации, ведь «Вечность» это людская организация, контролирующая не пространство, территории, пусть даже в Космосе, а само время. Но обо всем по порядку. Далее пойдут не просто спойлеры, а краткий пересказ сюжета, ибо без него, я не смогу обозначить те мысли, которые мне пришли в голову по прочтении книги.

ОСТОРОЖНО СПОЙЛЕРЫ!

Итак, есть «Вечность», организация осуществляющая управление временем, занимающаяся изменением времени в промежутке от 24 века до 70 000 столетия. Ранжированная, скрытая, кастовая структура, которая рассчитывая при помощи, того, что мы сейчас называем компьютеры и ИИ (когда Азимов писал свой роман, данных технологий еще не было), как осуществлять минимальные изменения ради блага всего человечества. Во всех веках, в которых оперирует Вечность и ее агенты, люди о них знают, но не подозревают, что они осуществляют изменения. Точечными воздействиями они предотвращают войны, кризисы, но при этом, по факту об этом становится понятно к концу книги, останавливают развитие человечества. Они сами признают, что невольно остановили эволюцию и работники, представители Вечности, которых изымают из своих веков и их реальностей, и которые часто являются людьми из временных периодов, разделенных сотнями тысяч лет, практически друг от друга не отличаются. Прямым следствием таких воздействий является, то, что пространственное освоение Космоса, выход развивающегося человечества за пределы Земли, не происходит даже спустя миллионы лет. Потому-что всякое стабилизирующее малое изменение со стороны Вечности исключает одну за другой космические технологии, да и многие другие потенциально опасные и дестабилизирующие технологии.

По сути, Вечность – это скрытая, лишающая свободы человечество, пускай и бескорыстная, опека. Вечность и ее агенты действуют одновременно во всех веках в указанный период. Но и для них есть предел, барьер – после 70 000 века для них наступают Скрытые века, они не могут туда попасть, не обнаруживают там людей. И в этом состоит завязка сюжета.

Не буду спойлерить все перипетии и хитросплетения романа. Суть сюжета в том, что один из агентов Вечности осуществляющих изменения, влюбляется в простую девушку из одного из времен, в результате нарушая законы организации. Агентам Вечности не позволено иметь семью, они изъяты из своего времени. Главный герой, этот самый агент, в процессе хитросплетений сюжета понимает, что он является одним из главных действующих лиц при основании Вечности (все особенности сюжета я раскрывать не буду, книга очень интересная, ее стоит прочитать, даже зная ее суть) и в его руках лежит возможность разрушить Вечность. Он этого не желает, но собирается использовать эту возможность, чтоб вынудить руководство Вечности позволить ему сохранить свою любовь. В итоге, после ряда сюжетных поворотов выясняется, что та девушка, которую он любит и ради которой он был готов уничтожить и чуть не уничтожил Вечность, является своеобразным агентом из тех скрытых веков, из времени после 100 000 века, представители которого успели уйти в своем развитии достаточно далеко от контроля и изменений со стороны Вечности и отгородиться барьером. Они понимают губительность этого контроля со стороны Вечности, останавливающего развитие, так как научились видеть разные варианты реальностей. Не прибегая к изменениям времени эти люди из сверх далекого будущего заглянули в еще более дальнее будущее и увидели, что человечество остановилось в своем развитии и замкнулось на Земле, будучи вытеснено и заперто в своих пределах другими инопланетными цивилизациями. Эти неземные цивилизации были более молодыми, чем земная, но не заперли себя в рамках одной планеты, не остановили свое развитие и эволюцию. Причина подобного тупика в котором окажется будущее человечество, - существование Вечности. Представители этого далекого будущего, умея возможность видеть и просчитывать самые разные реальности, в том числе, те, что были закрыты, просчитали, что Основной и естественный путь развития человечества привел бы к развитию космических технологий и выходу человечества за пределы Земли. В результате Человечество освоило бы всю Галактику раньше иных форм жизни, при этом естественном пути и сумело бы создать множество собственных разновидностей, оно бы развивалось и эволюционировало, было бы многочисленнее и сильнее, свободнее. И конечно, главное препятствие этому – Вечность. Поэтому, любимая девушка Главного героя подталкивала его к уничтожению Вечности.

Я не стану раскрывать, чем закончился роман (хотя догадаться, даже не открывая книгу и не читая этот текст, будет несложно), но не удержусь и процитирую слова этой девушки в ее разговоре с Главным героем, когда уже все карты раскрыты.

«А что является благом с точки зрения Вечности? Я отвечу тебе. Безопасность. И еще раз Безопасность! Осторожность! Умеренность! Ничего сверх меры. Никакого риска без сто-процентной уверенности в успехе»

«– Оберегая человечество от забот и несчастий Реальности, – продолжала Нойс, – Вечность тем самым лишает его всех триумфов и завоеваний. Только преодолев величайшие испытания, человечество может успешно подняться к прекрасным и недосягаемым вершинам. Способен ли ты понять, что, устраняя ошибки и неудачи человека, Вечность не дает ему найти собственные, более трудные и поэтому более верные решения стоящих перед ним проблем; подлинные решения, которые помогают преодолевать трудности, а не избегать их.

– Величайшее благо наибольшего числа людей состоит в том… – заученным голосом начал Харлан, однако Нойс не дала ему договорить:

– Предположи, что Вечность не была создана.

– И что же?

– Послушай, я расскажу тебе. Те усилия, которые были затрачены на решение проблем путешествий по Времени, были бы посвящены развитию атомной физики. Вместо Вечности были бы созданы звездные корабли. Человечество достигло бы звезд на миллионы лет раньше, чем в нашей Реальности. Галактика была бы свободной, и ее заселили бы люди.

– Ну и что мы выиграли бы? – упорствовал Харлан. – Разве мы стали бы от этого счастливее?

– Кого ты имеешь в виду под словом «мы»? Человечество представляло бы собой не крохотный затерянный мирок, а миллионы, миллиарды миров. Могущество человека не знало бы границ. У каждого мира была бы своя история, свои собственные ценности и идеалы, возможность искать счастья своим путем. У счастья много разновидностей. Это и есть Естественное Состояние человечества»

«Любая система, которая, подобно Вечности, позволяет кучке людей принимать решения за все человечество, выбирать за человечество его будущее, неизбежно приводит к тому, что высшим благом начинают считать умеренность и безопасность – синонимы посредственности. В такой Реальности звезды недостижимы. Само существование Вечности исключает покорение Галактики человеком. Чтобы достичь звезд, необходимо сначала покончить с Вечностью»

Эти слова интересны не столько с художественной, сюжетной точки зрения, а, я бы сказал с философской. Ведь Вечность, обеспечивающая тотальный мир и стабильность, скрытое управление, лишающее реальной свободы человечество во всех временных отрезках, - это идеальный образец тоталитарного или если хотите всеохватного патерналистского управления, ничем не ограниченного государства, если применить эту философию к истории и политике. Ведь и в истории, в политике, не только в научно-фантастических романах, мы видели с вами эту Вечность, не такую конечно, аскетическую и благую, с правильными целями, и, конечно же, не умеющую изменять время (зато умеющую переписывать историю). Это и тоталитарные, некоторые авторитарные режимы, многие патерналистские, традиционалистские монархии. Первое, что мне пришло в голову при поиске аналогий – Китай и его циклическая система империй. На самом деле, если бы не вмешательство Запада, Китай и был бы таким образцом Вечности, явленной в реальной истории для одной конкретной цивилизации, а не в романе, - системы, где реальных фундаментальных изменений нет, а каждый крах государства или крестьянская революция приводит к очередному циклу и созданию, повторению и возрождению еще более жесткой империи, воспроизводящей все прежние в своих основах социальные практики. Системы, где развитие принесено в жертву стабильности и безопасности (итог мы видели во вторжениях кочевников, монгольском завоевании, опиумных войнах и западной колонизации, казалось бы такой могущественной и стабильной империи).

Но самый главный пример - это наше время. Это и США, захотевшие остановить время. Помните такого Фрэнсиса Фукуяму, который провозгласил конец истории с распадом СССР. А ведь Вечность это действительно конец истории. И сегодня мы видим, как элиты Запада, конечно, совсем не из благих побуждений, хотят остановить историю. Сегодня мы видим устанавливающийся и прогрессирующий тоталитаризм под благими лозунгами всеобщего мира, толерантности, борьбы за спасение природы, борьбы с вирусами и т.д. Не суть важны декларируемые цели, - методы и обоснования те же – остановить историю, исключить риск, прекратить борьбу и развитие.

Ведь развитие, эволюция, реальное движение вперед, а не просто смена форм – это схватка, риск, борьба. Это войны, революции, страсть, любовь и ненависть, отсутствие толерантности. Это борьба религий и идей, проектов, это схватка умов и мускулов, это реальное, а не искусственно выведенное разнообразие якобы толерантного общества. Развитие это пассионарность, постоянная борьба, постоянные элементы хаоса и нестабильности.

Сколь многие в истории пытались его остановить? Сегодня мы видим такие попытки в Китае, что для этой страны традиционно, но становится опасно для всего человечества (так как слишком многие сейчас смотрят в эту сторону). Социальные рейтинги Китая. Цифровой тоталитаризм и в Китае и на Западе. Всеобщая, по всему миру попытка вышколить, лишить реальной свободы и пассионарности, высчитать и зарегулировать всех и вся.

Проблема не только в том, что это нарушает определенные фундаментальные ценности (и сколько бы всякая наемная пропагандистская сволочь не вопила в противоположную сторону, - реальная свобода это действительно фундаментальная ценность для людей всех культур и цивилизаций). Проблема в том, что установление таких неразвивающихся систем управления и тотального контроля, пускай сколь угодно благонамеренных, образом которых стала Вечность в романе Азимова, является прямым путем к гибели и деградации всего человеческого вида, а не только той или иной конкретной страны в схватке с другими.

В этом, реальном земном мире, не в Раю, не в каком-то ином мире, а в нашей реальности, социальной, с настоящими людьми и законами природы – Вечность, вечное существование без развития, без изменения, той или иной системы, или вечная жизнь человека – это ужасно (в данном случае я различаю религиозную Вечность Рая и вечность в этом, материальном мире). Это проклятье, путь в бездну и величайшее наказание.

В «Фаусте» Гете, главный герой должен был погибнуть (то есть, погубить свою душу) в тот момент, когда сказал «Остановись мгновение, ты прекрасно!». То есть, когда захотел бы остановить, пускай и свою личную, но историю, призвать Вечность. Что-то в этом есть.

Фэнтези
6588 интересуются