Найти в Дзене
Загадки истории

Какой вклад внесла Матильда Кшесинская в дело русской артиллерии?

Матильда Кшесинская наиболее известна сейчас, как пассия Николая Второго – будущего императора. Об этом статусе балерины широкой публике стало известно после премьеры фильма «Матильда», разразившейся скандалом.

В советское время тоже о Матильде кое-что слышали. Ведь в её бывшем дворце принимали в пионеры. А с балкона здания выступал Владимир Ленин.

Но мало кто знает, что Матильда вмешивалась и в дела русской артиллерии. Это любопытная история, о которой, в частности, рассказывал А. Широкорад в своем весомом труде про историю российского оружия. А именно – про русскую артиллерию.

Начнем мы с 19 века. Нужно понимать, как обстояли дела до Матильды.

А было всё понятно и просто. Пушки и гаубицы заказывали у фирмы Крупп. Компания была одним из крупнейших мировых оружейников. И этим она была обязана, безусловно Российской империи, которая заключала всё новые и новые контракты. Если кратко, то госзакупки и тогда были делом прибыльным. Можно было сидеть на госконтрактах, развиваться, ни в чем себе не отказывать.

Но в 20-м веке всё, к сожалению для владельцев фирмы Крупп, поменялось. И тут свою руку приложила Кшесинская. Может быть, не только руку.

Возвращаясь к Круппу, добавлю, что с Россией эта компания работала идеально. Даже появляется некоторое недоумение: зачем нужно было всё менять? На заводы поступал заказ. Там его обсуждали, уточняли детали. Далее, производились опытные образцы, которые испытывали. Военные составляли отчеты, где указывали все замечания. Фирма-производитель дорабатывала свою продукцию – и окончательный вариант поступал в войска.

-2

Так длилось долго. В 1906 году было принято решение, что необходимо организовать конкурс на создание нового орудия. Было понятно, что место – хлебное. Поэтому на этот конкурс заявилось множество компаний. А именно:

1. Виккерс из Англии.

2. Бофорс из Швеции.

3. Известный ныне бренд «Шкода». Только он представлял Австрию.

4. Эрхард из Германии. И Крупп, о котором уже шла речь – из той же страны.

5. Шнейдер и Сен-Шамон из Франции.

Заявлялись Путиловский, Обуховский и Пермский заводы. Без особых шансов. Все же у иностранцев было больше опыта, возможностей и прочего.

Компания Крупп считалась фаворитом. Но у неё появился неожиданный и довольно сильный соперник. Речь о французском Шнейдере.

Одинаковые пушки

Произошла история, которую, не зная подоплеки, сложно объяснить. В лидеры вышли пушки Круппа и Шнейдера. Характеристики у них были примерно одинаковые. Орудие Круппа показало себя немного лучше. Но комиссия решила, что пушка Шнейдера должна выиграть, потому что она легче. Пока вроде бы всё логично. Допустим, что вес был более важным критерием, чем, скажем так, «стрелковые качества».

-3

Но почти сразу же выплыл интересный момент. Оказалось, что пушку французского производства нужно дорабатывать. При этом она неумолимо потяжелела бы на 250 кг. Таким образом, весовое преимущество должно было быть нивелировано.

И что же тогда бы получалось? Должен был выиграть Крупп. Но нет.

Оказалось, что в дело вмешалась Матильда Кшесинская. Она очень хорошо общалась с великим князем Сергеем Николаевич, а тот заведовал артиллерией, решал в этой сфере вопросы.

Получается, что у Матильды были договоренность с Шнейдером и, возможно, с Путиловским заводом, который стал сотрудничать с французами.

Спустя два года, история повторилась, но уже с гаубицей.

Но это еще не все. В 1905 году на вооружение приняли 48-линейную гаубицу конструкции Круппа. А, спустя год, в войсках появилась аналогичная 48-линейная гаубица Шнейдера. Это было аналогичное орудие от другого производителя. Вопрос: зачем его поставили на вооружение. Это всё равно, что сделать аналог автомата Калашникова и вооружить им солдат. Смысла нет.

Ответ на вопрос простой: гаубицу Шнейдера прозвали «системы Кшесинской». То есть, и тут балерина влезла. Очевидно, с большим интересом.

-4

Когда в России стало неспокойно, Матильда уехала на Лазурное побережье и ни о чем не переживала.

Не хочется никого обвинять, но, кажется, компания Шнейдер щедро отблагодарила балерину за то, что она уладила вопрос с поставками оружия в Россию.

Что еще можно добавить к этому?

Добавить сюда можно грусть и сожаление. Кшесинская, конечно, хорошо устроилась. Но не исключаю, что за это заплатили русские солдаты, которым пришлось воевать не самыми эффективными орудиями Круппа, а использовать пушки и гаубицы «системы Кшесинской». Вот так у нас часто бывает. Можно вспомнить другие конфликты – из новейшей истории даже – где солдаты расплачивались за беззаботную жизнь высших чинов.