Недавно в интернете попалась статья о детской поэтессе Агнии Барто. Такого потрясения давно не испытывала, токсичность и ядовитость сего опуса превышала все санитарные нормы. Автор сначала сделал акцент на национальность и происхождение поэтессы, потом прошелся по ее творчеству, скрупулёзно пересчитал дивиденды, выданные советской властью и наконец апофеоз- работа Агнии Львовны в Союзе писателей СССР, ну тут скажу я вам, не все работники НКВД могли похвастаться такой продуктивностью в выявлении антисоветчиков, а детская писательница и тут преуспела. Ух… смело, облить грязью человека, который уже не может ответить.
Есть потрясающая пословица у индейцев племени чероки: «Не судите человека, пока не проходили две луны в его мокасинах».
Родилась будущая поэтесса в семье литовских евреев Льва Волохова ветеринарного врача и Марии Блох. Долгожданной дочке дали имя Гетель . Девочка Гетель родилась в Москве в 1906 году.
На долю поколения рожденного в начале двадцатого века выпала революция, гражданская война, голод, холод, разруха, сталинские репрессии, и именно эти люди победили в Великой войне. А оставшиеся в живых в этой мясорубке, не жалея себя работали и восстанавливали разрушенную войной страну.
Гетель Волохова получила домашнее образование, которым занимался лично отец. Поступила в хореографическое училище, пришлось одновременно устроиться на работу, приписав себе один год, работающим выдавались дополнительные карточки на продукты. Можно было купить селедочные головы, из которых няня варила суп. (Домна Ивановна – деревенская девушка так и прожила с поэтессой всю свою жизнь. В последствии воспитывала детей Агнии Барто и помогала по хозяйству. Не имея своей семьи и детей, она стала полноправным членом семьи писательницы).
1924 год, в хореографическом училище выпускной экзамен, который посетил сам нарком просвещения Анатолий Луначарский. После обязательной экзаменационной программы был концерт, подготовленный выпускницами. Гетель прочитала ироничное стихотворение собственного сочинения «Похоронный марш», которое сопровождала смешной балетной пантомимой. Наркома номер рассмешил, и он предложил юной балерине писать стихи для детей. Гетель обиделась, какие дети? Она писала стихи давно, но подражая любимой Ахматовой, в стиле «Сероглазого короля», любовь, вот, что волновало юную девушку, а тут дети. Среди поэтов «серебряного века» она выделяла Владимира Маяковского, хотелось писать также мощно и страстно.
Замуж Гетель Волохова выйдет в 18 лет, за литератора Павла Николаевича Барто , вместе они напишут первые детские стихи. В 1927 году родится сын Эрик, которого дома любя всегда называли Гариком. Брак продлится всего шесть лет.
Гетель уже самостоятельная творческая единица, она сменила имя на Агнию и после развода оставила себе яркую фамилию Барто, чем был очень недоволен экс супруг. Павел Николаевич ревновал жену к успеху, считая себя талантливее и умнее, что и послужило одной из причин развода.
Мы все выросли на ее стихах. Но главное в ее творчество то, что оно и учило добру самых маленьких читателей. Ведь если трехлетний ребёнок пожалел Мишку с оторванной лапой или брошенного Зайку, который промок, в его душе зародилось сочувствие, и пусть это только маленькое зернышко, но понятие добра и зла закладывается именно в детстве.
До Великой Отечественной войны Агния Барто успела стать одним из самых известных советских детских писателей, выйти второй раз замуж, получить Государственную премию и побывать в воюющей Испании, где увидела своими глазами, что такое война.
Вторым мужем писательницы стал Андрей Владимирович Щеглов, один из лучших специалистов по газовым и паровым турбинам в СССР. Декан Московского энергетического института. Андрей Владимирович прекрасно ладил с сыном Агнии от первого брака Эриком. Вскоре родилась их общая дочь Татьяна.
Когда началась война семья ценного специалиста по электростанциям была отправлена в Свердловск. Но Агния Львовна постоянно рвалась на фронт, ей удалось там побывать, недолго поработав военным корреспондентом, читала бойцам листовки со своими стихами для детей. Солдаты плакали, вспоминая свои семьи, к которым вернулись не все.
Приходилось постоянно ездить в Москву делать записи для Всесоюзного радио. Она отдала всю свою государственную премию на строительство танка. В Свердловске Агния пошла работать на завод, получила разряд токаря, на заводе работали дети и она, общаясь с ними собирала материал для книги.
Победу она ждала, как и миллионы советских людей, но в мае 1945 года произошла трагедия навсегда изменившая жизнь этой благополучной семьи.
Семнадцатилетний сын Эрик, выехал на велосипеде из двора своего дома в Лаврушинском переулке, его сбил грузовик, подросток погиб мгновенно, ударившись виском о бордюр. С этой болью Агнии Львовне придется прожить до конца жизни. Теперь она всегда будет носить только темные одежды, а еще появился страх, за дочь, а потом и за внуков.
Творчество Агнии Барто не ограничивалось детскими стихами, она писала сценарии к фильмам. Со своей подругой Риной Зеленой они написали сценарий в Фильму «Подкидыш», где блистала великолепная Фаина Раневская, с которой Барто тоже связывали дружеские отношения. Потом был фильм «Алеша Птицын вырабатывает характер» и др.
В 1947 году увидела свет поэма «Звенигород», о детях потерявших в войну родителей. Этот детский дом писательница посещала и общалась с сиротами, которые рассказывали ей как они жили до войны.
Здесь со всех концов страны
Собраны ребята:
В этот дом их в дни войны
Привезли когда-то
После чуть не целый год
Дети рисовали
Сбитый черный самолет,
Дом среди развалин
Вдруг настала тишина,
Что-то вспомнят дети…
И, как взрослый, у окна
Вдруг притихнет Петя.
До сих пор он помнит мать…
Это только Лелька
Не умеет вспоминать-
Ей три года только.
У Никиты нет отца,
Мать его убита.
Подобрали два бойца
У сожженного крыльца
Мальчика Никиту.
Эти рассказы и вошли в произведение. И тут случилось чудо, поэму прочитала женщина потерявшая дочь, рассказ одной девочки показался ей знакомым, она нашла свою дочь через 10 лет. Об этой истории написали все газеты. Агнии Барто стали приходить письма, а она не могла остаться в стороне.
И вот поэтесса ездит по детским домам расспрашивает детей о их прежней жизни, она знала, что детские воспоминания очень яркие и подробные, картинки из прошлого, воспоминания о родителях могли помочь отыскать родных. Ее метод поиска был прост, за основу она брала детские воспоминания. Ее так и называли «переводчица с детского».
Программу на радиостанции «Маяк» с говорящем названием «Найти человека» она вела 9 лет. За это время 927 семей нашли друг друга благодаря ее работе.
Да, она была членом коммунистической партии и лицом официального советского искусства. А эта роль требовала определенного поведения, и она следовала генеральной линии партии, писала разгромные статьи, активно участвовала в заседании президиума Союза писателей СССР, клеймила позором «антисоветчиков». Конечно понимая, чем это может кончиться для обвиненных ею людей, но она искренне верила, что делает это ради процветания своей страны.
В 1970 году от тяжелой болезни скончался любимый муж. После потери красивого, умного и такого любимого сына это был второй сильный удар, с котором справиться уже не хватило сил. Агния Львовна переживёт мужа на 11 лет, последние годы жизни она проведет в семье своей дочери Татьяны. Татьяна Андреевна станет инженером, а в последствии и кандидатом технических наук.
Закончить хочется словами Расула Гамзатова: «Она всегда идет навстречу одному поколению, провожая другое».