Мы знаем, что среди многих представителей искусства было много любителей шахматной игры. Из советской богемы можно вспомнить композитора Сергея Прокофьева, скрипача и дирижёра Давида Ойстраха (между этими мастерами искусств в 1937 году даже устраивался официальный матч). Высокими достижениями на шахматном поприще прославился пианист Марк Тайманов, ставший известным международным гроссмейстером, участником претендентских турниров и матчей на мировое первенство...
А вот поклонники богини Терпсихоры, покровительствующей танцам, к шахматам относятся достаточно холодно. Хотя есть исключение. Единственным в истории шахмат представителем данного направления искусств был и остался танцор балета Берлинской Королевской оперы Макс Гармонист.
Его за поразительный шахматный талант и миниатюрность любовно называли «Маленьким Морфи»! Молодому Максу Гармонисту получил звание мастера после победы на побочном турнире Германского шахматного союза в 1885 году...
Он стал бы великим шахматистом, если бы сделал древнюю игру основным своим занятием. Но Гармонист был незаурядной личностью и проявлял интерес не только к шахматам и балету, но и к живописи, литературе, музыке.
Шахматы, возможно, привлекали его тем, что похожи на балет. По сути, и шахматы, и балет построены на технических приёмах логического мышления, которые используются при выработке прекрасных и полных фантазии идей. Так считал международный мастер из Великобритании Гарри Голомбек. В одной своей публикации в газете «Таймс» он заметил: «Ничто не напоминает в такой степени последовательно проведенную шахматную партию, гармонически переходящую из дебюта в миттельшпиль, а затем в эндшпиль, как классический балет».
Красивая комбинация служителя двух муз
Особо выдающихся успехов в международных турнирах Максу Гармонисту не удалось добиться. Несмотря на это немецкий мастер пополнил мировую шахматную сокровищницу захватывающими комбинационными атаками. Сейчас мы с вами рассмотрим одну жемчужину, созданную им в партии ГУНСБЕРГ – ГАРМОНИСТ, 1887 г.
В этой позиции один из сильнейших европейских шахматистов конца XIX века из Венгрии Исидор Гунсберг (к слову, претендент за звание чемпиона мира) решил подловить своего соперника на тактике. Последовала жертва коня в центре:
14. Kf3:e5 Фd6:e5!
Довольно смелое решение, учитывая то, что пока не сделана рокировка. Возможно, уже здесь в голове Макса Гармониста зародилась идея комбинационного опровержения плана белых.
15. Лd1-e1 Ла8:а2
16. с2-с4 0-0!
Фантастическая находка! После него становится понятно, что ферзя-то белым нельзя брать из-за элегантного мата в два хода: 17. Ле1:е5 Ла2-а1+ 18. Крc1-c2 Kc6-d4x.
17. Cb5:c6 Фe5-d4
Чёрный ферзь стремиться попасть на ферзевый фланг, чтобы поддержать ладью в атаке на белого короля.
18. Cc6:d5 Ce6:d5
19. c4:d5 Ла2-а1+
20. Крс1-с2 Фd4-a4+
У белых лишний конь, однако, король попал под прицел тяжёлой артиллерии чёрных. Поэтому следовало примериться с создавшимся ничейным положением. Но отказаться от реализации материального преимущества не так-то просто...
21. Крс2-с3 Фа4-а5+
22. b2-b4?
И всё-таки белые играют на выигрыш. Ничья достигалась простым отступлением короля 22. Крс3-с2. А сделанный в партии активный выпад пешкой окончательно лишает короля защиты.
22…Ла1-а3+
23. Крc3-d4
Белый король вынужденно оказывается впереди собственного войска. Такое «командование», обычно, приводит к быстрому краху.
23…с7-с5+
24. Крd4-e5 Фа5-а8
25. Кре5-f4 Фа8-d8
Чёрный ферзь «чисто балетным изяществом» возвращается на первоначальную позицию, создавая белому королю неотразимые угрозы.
26. Фd2-b2 Лa3:d3
За эту комбинацию на турнире во Франкфурте-на-Майне Макс Гармонист был отмечен первым призом «За красоту».
Gab DINUR.
P.S. Из видеоролика вы сможете узнать, как складывались события в самом начале рассмотренного шахматного поединка.