Найти тему
64 ФАНАТА ШАХМАТ

Партия, которую Макс ГАРМОНИСТ выиграл двумя «чисто балетного изящества» ходами ферзя

Мы знаем, что среди многих представителей искусства было много любителей шахматной игры. Из советской богемы можно вспомнить композитора Сергея Прокофьева, скрипача и дирижёра Давида Ойстраха (между этими мастерами искусств в 1937 году даже устраивался официальный матч). Высокими достижениями на шахматном поприще прославился пианист Марк Тайманов, ставший известным международным гроссмейстером, участником претендентских турниров и матчей на мировое первенство...

А вот поклонники богини Терпсихоры, покровительствующей танцам, к шахматам относятся достаточно холодно. Хотя есть исключение. Единственным в истории шахмат представителем данного направления искусств был и остался танцор балета Берлинской Королевской оперы Макс Гармонист.

ФОТО: liveinternet.ru
ФОТО: liveinternet.ru
Его за поразительный шахматный талант и миниатюрность любовно называли «Маленьким Морфи»! Молодому Максу Гармонисту получил звание мастера после победы на побочном турнире Германского шахматного союза в 1885 году...

Он стал бы великим шахматистом, если бы сделал древнюю игру основным своим занятием. Но Гармонист был незаурядной личностью и проявлял интерес не только к шахматам и балету, но и к живописи, литературе, музыке.

Шахматы, возможно, привлекали его тем, что похожи на балет. По сути, и шахматы, и балет построены на технических приёмах логического мышления, которые используются при выработке прекрасных и полных фантазии идей. Так считал международный мастер из Великобритании Гарри Голомбек. В одной своей публикации в газете «Таймс» он заметил: «Ничто не напоминает в такой степени последовательно проведенную шахматную партию, гармонически переходящую из дебюта в миттельшпиль, а затем в эндшпиль, как классический балет».

Красивая комбинация служителя двух муз

Особо выдающихся успехов в международных турнирах Максу Гармонисту не удалось добиться. Несмотря на это немецкий мастер пополнил мировую шахматную сокровищницу захватывающими комбинационными атаками. Сейчас мы с вами рассмотрим одну жемчужину, созданную им в партии ГУНСБЕРГ – ГАРМОНИСТ, 1887 г.
-2

В этой позиции один из сильнейших европейских шахматистов конца XIX века из Венгрии Исидор Гунсберг (к слову, претендент за звание чемпиона мира) решил подловить своего соперника на тактике. Последовала жертва коня в центре:

14. Kf3:e5 Фd6:e5!

Довольно смелое решение, учитывая то, что пока не сделана рокировка. Возможно, уже здесь в голове Макса Гармониста зародилась идея комбинационного опровержения плана белых.

15. Лd1-e1 Ла8:а2

16. с2-с4 0-0!

-3

Фантастическая находка! После него становится понятно, что ферзя-то белым нельзя брать из-за элегантного мата в два хода: 17. Ле1:е5 Ла2-а1+ 18. Крc1-c2 Kc6-d4x.

17. Cb5:c6 Фe5-d4

Чёрный ферзь стремиться попасть на ферзевый фланг, чтобы поддержать ладью в атаке на белого короля.

18. Cc6:d5 Ce6:d5

19. c4:d5 Ла2-а1+

20. Крс1-с2 Фd4-a4+

-4

У белых лишний конь, однако, король попал под прицел тяжёлой артиллерии чёрных. Поэтому следовало примериться с создавшимся ничейным положением. Но отказаться от реализации материального преимущества не так-то просто...

21. Крс2-с3 Фа4-а5+

22. b2-b4?

И всё-таки белые играют на выигрыш. Ничья достигалась простым отступлением короля 22. Крс3-с2. А сделанный в партии активный выпад пешкой окончательно лишает короля защиты.

22…Ла1-а3+

23. Крc3-d4

-5

Белый король вынужденно оказывается впереди собственного войска. Такое «командование», обычно, приводит к быстрому краху.

23…с7-с5+

24. Крd4-e5 Фа5-а8

25. Кре5-f4 Фа8-d8

Чёрный ферзь «чисто балетным изяществом» возвращается на первоначальную позицию, создавая белому королю неотразимые угрозы.

26. Фd2-b2 Лa3:d3

Белые сдались.
Белые сдались.

За эту комбинацию на турнире во Франкфурте-на-Майне Макс Гармонист был отмечен первым призом «За красоту».

Gab DINUR.

P.S. Из видеоролика вы сможете узнать, как складывались события в самом начале рассмотренного шахматного поединка.