В небольшом городе Пущино, что стоит на самой высокой точке южного Подмосковья, в начале 1970-х годов произошло открытие, но не в научной сфере, как можно было ожидать от центра биологов и физиков. Оказалось, что среди пущинцев живет человек, обладающий таким удивительно легким, мудрым слогом и такой тонкостью пера, что при знакомстве с каждой его строчкой у любого читателя мелькнет мысль - «в начале было Слово».
Такой должна быть речь -
По сути, и по стати,
Чтобы на сердце лечь
Евангельской печатью.
Всего одно четверостишье наглядно показывает принцип всей деятельности поэта в самом высоком смысле этого слова – Иосифа Сухаровича Гольденберга. Каждая встреча с ним и с его поэзией вызывает у людей радость и ощущение, что они касаются чего-то возвышенного. Особенно, когда встреча происходит в реальном времени, потому что светлая и нежная музыка его стихов открывает человеку простую и вечную тайну о нём самом, о том, что человек только тогда и существует, когда он знает, что такое он сам и что вокруг него.
Звёзды на небе
и слово в стихах
Могут уменьшить
столетний мой страх…
Судьба у этого удивительного человека очень непростая, о ней нельзя рассказать в одном абзаце или даже статье, так как это целая Книга, можно сказать, вторая повесть о настоящем человеке. Однако жизнь поэта легко можно проследить по его поэтическим строчкам.
В одном из интервью на ТВ Иосиф Гольденберг говорил: «Мы привыкли называть поэтом каждого, умеющего писать стихи. Иногда мы уточняем – хорошие стихи. Мы забываем, что поэт – это, прежде всего, совершенно особенный человек. Не такой, как все. Иначе думающий. Иначе чувствующий. Иначе воспринимающий жизнь. Создает поэта потребность выражать в слове свои, ему одному свойственные мысли, чувства, не считаясь ни с какими препятствиями, не заботясь о том, какие это повлечет за собой последствия. Поэты отличаются особой восприимчивостью, чувствительностью к малейшим изменениям социального атмосферного давления. У поэтов – другой болевой порог».
О, жизнь моя небыстрая,
Негромкие удачи,
И каждый день мой выстрадан,
И каждый счет оплачен…
Но я, сказать по совести,
Хотел бы вместо рая
Стоять у края пропасти
Всех предупреждая.
В чём очарование его кратких стихов? Очарование именно в ритме. В поэзии есть два ритма. Первый – слоги и строфы. Второй – содержательные образы, передаваемые словами и их сочетаниями.
Эти два ритма в стихотворных строчках Иосифа Сухаровича удивительно согласованы друг с другом. Чередование звука и смысла в его стихах просто завораживает, особенно тогда, когда он сам читает стихи своим тихим, обволакивающим голосом. Он, как прекрасный преподаватель русской словесности, может настолько правильно преподнести произведение, что его трудно повторить. Авторское чтение всегда ценится выше всего.
Мгновение, остановись!
Пусть те, кому не в радость жизнь,
Пусть те, кто потерпел крушенье,
Поверят, что на этот раз
На самом деле пробил час,
Когда возможно возвращенье
На круги прежние свои
Для слез, для счастья, для любви,
Для божества, для вдохновенья...
0 Господи! Останови!
Для них – останови – мгновенье!
Чувствуете вибрацию и силу его поэзии, его любви? Иосиф Сухарович очень любит свою родину, людей. Он готов помочь каждому, кто нуждается в его помощи и поддержке. Пожалуй, это один из его главных принципов в жизни, которому он всегда верен.
Что десять заповедей нам,
Для мира и одной довольно:
Чтоб не был ты виновен сам
В том, что кому-то стало больно.
О чём его стихи? Содержание любого литературного произведения имеет несколько уровней, и у каждой фразы есть свой образ. Но всё произведение имеет в целом некий общий смысл. В стихах Гольденберга по сути три темы: любовь, Россия, память о друзьях. Вот, что он говорит сам об этом: «поэзия и любовь - это и есть самая главная и, по сути, единственная надежда, что мы будем когда-нибудь жить по-человечески. Почему я соединяю поэзию, любовь и добро? Прекрасное определение любви у апостола Павла. Он говорит, что если даже ты отдашь себя на растерзание во имя какой-то идеи, то нет в этом никакой пользы, если нет в тебе любви».
Твое лицо есть мера
Таких земных страстей,
Когда любовь и верность
Вдвоем всех зол сильней.
И есть в любви надежда
На то, что неспроста
Рифмуем слово нежность
Со словом красота.
В творчестве Иосифа Гольденберга сочетаются изящество, легкость и фундаментальность. И это прекрасное сочетание удерживает смысл поэзии как всеобщей наставницы человеческого рода. Читатель каждый раз открывает для себя что-то удивительное о вещах хорошо известных, но ещё, как оказывается, не совсем понятых. Жаль, что стихи поэта доступны немногим, потому что мал тираж изданных им книг. Но почитатели его творчества думают, что это исправимо, что в их руках появится однажды заветный томик, и творчество этого достойнейшего поэта нашего времени сохранится в веках. Не случайно говорится, что «поэт – это человек, который помнит, что он – окликнут Богом».
И девочка, и дерево, и день
Все преходяще и неповторимо...
Но кем-то сказано, что наша жизнь
лишь тень,
Всего лишь тень, бегущая от дыма.
Не тень, не дым, а трепетная плоть
Живет и дышит в этом мире странном,
Единственном, безумном и желанном,
Каким и сотворил его Господь!