Однажды я приехала на съемку в один из довольно известных у любителей конкретной породы лошадей конных заводов. Я умышленно не буду упоминать ни его название, ни породу лошадей, на которой они специализируются: не хочу скатываться в частности, потому что эта ситуация будет об индустрии в целом на примере одной локации. Поэтому даже фотографий в статье не будет, не хочу чтобы в «угадайку» играли, отвлекаясь от сути.
Этот завод существовал еще во времена СССР, затем частные руки, затем смена этих рук на новые. Цель - бизнес и прибыль, все честно с точки зрения коммерческой целесообразности, продукт - востребованная на конном рынке порода, не нуждающаяся в дополнительной рекламе.
Страшная разруха. Комплекс, издалека выглядящий словно средневековый замок, при приближении оказывается практически руинами.
Экономия на всем: от опилок до персонала. Уход за лошадьми осуществляет два человека: конюх из средней Азии и дама начкон, которая и уборкой денников занимается (на сотню голов один конюх просто не успевает), и кормлением, и ветеринарией, и заездкой молодняка, и всем на свете. Она жесткая, она уставшая, но она тянет эту лямку (и, надеюсь, не бросит).
Сотня востребованных лошадей живет в полной нищете и разрухе, потому что ценник на них остается высок и российский покупатель его не тянет. Ориентированность на иностранный рынок, но уже второй год из-за известных ограничений полностью схлопнулись продажи за границу. Да и не мог комплекс настолько развалиться за эти пару лет, просто даже при активной торговле по весьма впечатляющей цене вложений в инфраструктуру не велось, прибыль распределялась неизвестным нам образом.
После поездки туда и выпуска сюжета множество комментариев: обожаю эту породу, но купить лошадь не можем за объявленную цену! При этом мне по секрету, не на камеру, уставшая начкон говорит: да если сегодня приедет кто-то и даст хоть сколько-то, я отдам лошадь. Потому что у меня сено заканчивается, кормить нечем будет. Но она не продавец, этим занимается менеджер по продажам, т.е эту сделку она провернет себе на страх и риск санкций.
Честно, до слез! Я все понимаю: отдавая дорогой продукт за бесценок создается прецедент, который потянет за собой и других жаждущих заполучить сокровище за копейку, это с точки зрения бизнеса недопустимо. Но этот продукт - живые лошади, которым нужно есть, за которыми нужен уход и тренинг, вы не справляетесь!
Я не призываю раздать коней в добрые руки. Тот, кто вообще не тянет покупку, не потянет и содержание. Коневладение куда более затратно бывает, чем стоимость лошади. Но видеть в каком ужасном состоянии выживает принципиальный в вопросе ценообразования конезавод тоже невыносимо.
Итальянские бренды одежды долгое время предпочитали утилизировать нераспроданные коллекции, лишь бы не доставалось «нищебродам», но и там были распродажи. Существуют кладбища нераспроданных автомобилей, лишь бы ценником не падать. Но можно ли эти примеры ставить в параллель с качеством жизни живого существа?
Есть ли среди моих читателей бизнесмены? Как вам такая модель ведения бизнеса «держать планку, чтобы неповадно было» - импонирует?
Другая дикость про отказ снижать ценник на лошадей из другого конезавода: если молодняк не продался в заданный срок за заданный прайс, то растить и вкладывать в него средства завод не будет, это нерентабельно. Без снижения ценника жеребята отправляются на бойни. Это не выбраковка, это политика удержания цен. Бизнес? Да. Но даже писать про это неловко.