Как и всякий студент советской эпохи я временами задумывался, где бы взять деньжат в дополнение к стипендии (если она была) для красивой жизни? Конечно же, лучшее время для заработков — летние каникулы. А самая надёжная возможность — студенческий отряд. Весело, романтика, приключения и какие-никакие деньги.
Но я не попал в такой отряд. Я все ещё сдавал сессию, когда он выдвинулся на позиции и оборонял последние бастионы социализма.
Когда в пятый раз я геройски упал грудью на амбразуру сессии, все же пересдав с очередной попытки основы электрических цепей, вербовочный пункт ССО уже был закрыт. Мне ничего не оставалось делать, как вернуться в родной город. Туда уже прибыл и Потап (о нем впервые я упоминал здесь), которому Родина списала 50% долга как студенту. Он нашел какую-то конторку, которая занималась стройкой, и работал там маляром. Через некоторое время его отправили крыть рубероидом крышу прядильно-ниточной фабрики с правом набора трудяг.
Так я начал свою деятельность на шабашке. А это было круче, чем стройотряд. Нашей задачей было покрыть в два слоя несколько тысяч квадратных метров кровли. Она включала в себя несколько этапов.
Самой сложной задачей было вовремя проснуться, чтобы добраться до места, и, так как фабрика была на краю города, туда ездил всего один автобусный маршрут. И несколько его ранних рейсов были сильно загружены даже в точке старта.
Справившись с этой задачей мы шли в фабричный буфет выпить стакан чего-нибудь: чай, кофе, какао.
Потом двигались переодеваться и на крышу.
Там тщательно подметали рабочую область крыши, одновременно разогревали битум в битумоварке. Затем ведрами поднимали его наверх, разливали и клеили рубероид. По окончании мылись, переодевались и ехали домой. Скучно?
Так было не всегда. Много раз мы тушили битумоварку. Это всегда было весело для нас и страшно для прохожих. И, как настоящие шабашники, мы порою не работали целыми днями, зато потом оставались там ночевать, чтоб не тратить время на проезд и давали повышенные нормы.
Однажды вновь прибывший на работу студент по имени Сеня заступил на вахту кочегара-битумовара. Зажгли топку и, пока битум плавился, приготовили крышу. По нашей технологии в каждое ведро расплавленного битума вливали стакан солярки.
И добавляли в топку, чтобы горело жарче. Ближе к вечеру Сеня раскочегарил этот аппарат так, что битум из крана лился мощной струёй.
Такой он был жидкий и горячий. В какой-то момент эта струя вспыхнула, загорелось и ведро. Знатный получился огненный фонтан. Сеня как давай его тушить. Тушил-тушил. Но огонь все сильнее.
А мы уселись на парапете крыши и подсказываем ему, что делать. Обычно тушили, накрывая огонь собой робой. И, часто, роба оставалась целой, относительно. Но не в тот раз. Его роба сгорела, сгорели и другие тряпки, там валявшиеся. Сеня чудом выжил. Он растерянно так на нас снизу смотрит, в глазах слезы, в руках лопата, пузо чёрное от копоти. Забавный такой, как телепузик.
Подсказали земли набросать на огонь, но она утоптанная и сухая. Он только пару горстей и смог лопатой отдолбить. Кто-то кричит травой туши, он за траву. Кто-то про песок кричит, он ищет траву. Тут Потап орет: солярку, солярку неси. Сеня кинулся к канистрам с соляркой, зачерпнул ковшом и бежать... Мы с парапета и попадали от дикого хохота. Весело было. Долго ли, коротко, потушили пламя. И, пока битум не замёрз давай его ведрами таскать да заливать.
Был и ещё круче пожар. Но об этом позже. Хорошее было время, веселое. И тогда уже начали и с зарплатой кидать.
Друзья, с какими экстремальными случаями вы сталкивались? Может быть, бензином огонь тушили?
Прокомментируйте о цветах, пожалуйста. Подпишитесь, лайк поставьте.
Очень прошу об этом. А с меня рассказы по веселее.
#крыша #студенты #битум #ведро #заработок денег #стройотряд #бастион #сессия #социализм #пламя