25 октября 77 лет исполнилось выдающемуся музыканту и певцу - Джону Андерсону.
Jon Anderson - State of Independence ("Change We Must", 1994)
Я очень подробно остановился на этой уникальной личности в рамках цикла статей о группе Yes, в том числе и на том моменте, когда он окончательно покинул группу (точнее, его покинули) в 2008 году по состоянию здоровья. И по этой самой причине единственное, что хочется пожелать ему в его день рождения - это именно здоровья - ему оно сейчас ой как нужно.
Джон Андерсон - личность на редкость противоречивая. Маленький, коренастый, бывший сельский тракторист без особого образования, но писавший такие изощренные тексты, что их для собственного удовольствия расшифровывали даже англоязычные лингвисты. Человек с голосом, как будто специально сотворенным для описания Рая и Света, мастер позитивных эзотерических, даже духовных псалмов, при этом в миру очень цепкий, хваткий хоббит, учинявший в своей группе форменный драконизм со своими наполеоновскими замашками (особенно в начале 1970-х). В Yes он всегда позиционировал себя только вокалистом, на концертах лишь изредка брал маракасы или простую акустическую гитару, но для своего лучшего сольника "Olias of Sunhillow" он вдруг заперся на полгода в студии и за это время освоил целую кучу инструментов - от Муга до арфы...
В общем, вселенский дядя. При этом его сольное творчество очень неровно, и в нем нет ярких шедевров. Но есть в нем что-то такое, что заставляет слушать даже самые его экстравагантные и экспериментальные альбомы. В этом плане хочется сравнить его с Джорджем Харрисоном.
...
Пусть сольное творчество Джона и находится в относительной тени по сравнению с его влиянием в Yes, но зато в его карьере было множество ярких коллабораций, дуэтов, участий и прочих сотрудничеств. Так любопытно, что Андерсона как личность я ставлю только сейчас, практически в конце жизни моего канала - ведь он участвовал во многих группах, которые я вам ставил все это время. Фактически, он проходит красной нитью по всему моему материалу, объединяя его и подчеркивая глобальную общность всей музыки, которую я привык боготворить. Проще говоря - где бы не появлялся Андерсон, он вносил в музыку тех людей, кто его позвал, что-то очень важное и светлое.
Посудите сами: он пел на одной из вещей группы King Crimson ("Prince Rupert Awakes"), и пусть он и не смог преодолеть в ней характерный для Кримсонов печально-отстраненный, хаотический настрой, но она все же получилась намного менее депрессивной, чем обычно.
Его сотрудничество с Майком Олдфилдом получилось просто чудесным - феерически-детская "Shine", а кроме того, Джон был приглашенным вокалистом в одном из его самых успешных альбомов - Crises.
Джон даже пел в одной из вещей великой электронной группы Tangerine Dream.
Это не говоря уже о его обязательном участии во многих сольных альбомах его напарников по Yes - Стива Хау, Алана Уайта и Рика Уэйкмана.
Джон как открытая дверь - он всегда был рад интересным проектам, и многие он довел до конца, подарив им свой неповторимый голос, эльфийское мировоззрение и жесткую производственную хватку, которая так необходима при издании и раскрутке музыки. Некоторые, наиболее яркие итоги его совместных работ вышли в очень удачном, но, к сожалению, редком сейчас альбоме "Jon with Others" в 2001 году, откуда я и почерпнул всю эту информацию.
Ну а дальше - лучшие его коллаборации (на мой взгляд).
Lawrence Gowan - Moonlight Desires (feat. Jon Anderson) ("Great Dirty World", 1987)
Я поставлю вам продукт еще одного интересного сотрудничества: Джон Андерсон и будущий вокалист группы Styx - Лоуренс Гован. Эта песня из тех, что сразу прошила меня насквозь с ее обезоруживающей, красивейшей мелодией и замечательной реализацией тенорового дуэта. При этом в песне просто шикарная аранжировка и очень высокое качество сведения - я бы звукоинженеру памятник поставил за этот роскошный сумеречный звук.
Kitaro - Island of Life (feat. Jon Anderson) ("Dream", 1992)
В огромном списке друзей Джона Андерсона был и знаменитый японский электронщик-чудотворец Kitaro. Их совместный альбом Dream - что называется, веха в нью-эйдже, такая же, как Tubular Bells II Майка Олдфилда, вышедший в том же году. Это один из самых известных инструментальных и нео-классических альбомов в мире, и во многом благодаря влиянию Андерсона, который здесь сделал то же, что и всегда - не дал музыке Kitaro, как обычно, растечься мыслию по древу, а дал ей хорошего позитивного коммерческого пинка в своем стиле. В итоге композиция "Island of Life" уже даже напоминает о прогрессив-прошлом Джона и при этом слушается на удивление приятно.
Vangelis - So Long Ago, So Clear (feat. Jon Anderson) ("Heaven and Hell", 1975)
Но, конечно, самые главные свои шедевры (помимо Yes) Андерсон создал в паре с уже известным нам Вангелисом. Между прочим, в начале 1970-х грека всерьез рассматривали на должность клавишника в Yes! Конечно, мало кто тогда думал, в какое явление планетарного масштаба Вангелис вырастет, причем без чьей-либо помощи и не будучи членом какой-либо группы после Aphrodite's Child.
В результате на тот момент место Вангелиса в Yes занял не менее эпохальный, но более командный Рик Уэйкман, но именно тогда было положено начало многолетней дружбе двух максимально амбициозных людей - Вангелиса и Джона Андерсона. Вангелис всегда уважал высокие мужские голоса: я уже упоминал участие в его альбоме Earth 1973 года еще безвестного тогда Роберта Фитусси (F.R. David), а уже на следующем своем альбоме Heaven and Hell 1975 года Вангелис пригласил к себе петь Джона. Результат - очередной шедевр высокого, легкого полета.
Jon&Vangelis - Deborah (Private Collection, 1983)
Впоследствии Джон и Вангелис даже образовали устойчивый дуэт, так и назвались - Jon&Vangelis, и выпустили целых четыре альбома. Три из них просто хороши, а один - Private Collection (1983) - так вообще замечательный. Когда Джон в 2007 году приезжал в Москву, именно этот альбом я, как оголтелый, бегал искал перед концертом по всей Горбушке - дать ему на подпись (к сожалению, не нашел - обошелся Yes-овским Magnification).
Кто знает, возможно, именно благодаря этому альбому возродилась вторая волна прогрессив-рока, потому что на нем была записана великолепная 22-минутная "Horizon" - эпическая симфония, которая показала последователям, что серьезная развернутая музыка в лучших традициях Yes и Genesis вполне может существовать и в 80-е годы.
Само собой, я не буду вас грузить этим пусть шедевром, но все же довольно длинным и драматичным, а поставлю одну из песен с этого же альбома, которую Джон посвятил своей дочери. В этой песне мне безумно нравятся ее сложные и необычные гармонии, которые при этом играются настолько уверенно и внятно, что не остается никаких сомнений, что другого аккорда здесь быть не может. По-моему, таких гармонических ходов нет даже в джазе, но на то Вангелис и не знает нотной грамоты, чтобы писать такие чудесные, уникальные гармонии просто по наитию. Еще мне очень нравится одна секундочка на 3:05, где фраза Джона "Sweet angel read this letter..." обрабатывается вокодером - от этого звука у меня мурашки и при десятом, и при сотом прослушивании.
В целом, как по мне - это одна из лучших песен о любви.
Что касается самой Деборы Андерсон - она выросла, стала самостоятельным музыкантом, и тесно сотрудничает с отцом, являясь его фотографом и дизайнером.
Jon Anderson - Solid Space (Olias of Sunhillow, 1976)
Ну а в конце моего рассказа о Джоне Андерсоне - по-видимому, та причина, по которой он с конца 70-х расслабился и вселенских шедевров больше не создал. А кто бы на его месте сделал по-другому? Ведь ему однажды покорилась совершенно недосягаемая музыкальная высота, после которой вверх уже просто некуда. Ему удалось услышать что-то абсолютно божественное, и что более важно - ему хватило смелости, таланта и сил, чтобы записать это и донести до людей.
Конечно, я говорю о его первом сольном альбоме - Olias of Sunhillow. Джон слышал его давно, и все пытался вкраплять его звуки в музыку Yes. Когда это получалось - рождалось что-то сверхъестественное, но помноженное на амбиции других участников группы, типа альбома Tales From Topographic Oceans (1973). Но Джон понимал, что поймать всего феникса он сможет только в одиночку.
Только как это сделать, если ты умеешь только петь, а играть и записывать ты всегда только заставлял других? Я вот не знаю. Джон, наверно, тоже не знал - но не обращал на это внимания. Он просто заперся на полгода в студии - и за это время успел столько, сколько обычному человеку за жизнь не сделать. Он научился играть на всех инструментах, что у него были - а это гитары, духовые, синтезаторы и арфа в придачу, и играл на всем этом сам, да еще и умудрился записать и свести все это так, что это перестало быть обычной музыкой, поступающей в уши - а стало настоящим вибрационным шедевром, воспринимаемым всеми органами чувств сразу.
Jon Anderson - Ocean Song/Meeting/Sound Out The Galleon/Dance Of Ranyart ("Olias of Sunhillow", 1976)
Совершенно мистический альбом. Никто и не говорил, что он легок для восприятия, но буквально при втором-третьем прослушивании он начинает свое удивительное воздействие, которое усиливается по мере его распробования. Несмотря на свой почтенный возраст, альбом удивительно круто записан и его надлежит слушать на качественной акустике. Мне удалось купить этот альбом на виниле и я могу сказать, что один из наиболее шикарно оформленных предметов моей коллекции. Этот альбом и создавался, и оформлялся не для заработка - это был предмет искусства, который преподносился как подарок благодарным слушателям.
Что касается сюжета - если вкратце - альбом повествует о существах, чья планета погибла и они вынуждены переселяться. Но нет в этом путешествии ни горя, ни тоски, а есть принятие своей судьбы, надежда и уверенный взгляд в свое будущее. Андерсон с самого начала истории представляет четырех из этих существ, лидеров кланов - самых могущественных, народообразующих, которым предстоит возродить свое племя на другой планете. И сразу вспоминается рисунок Роджера Дина, созданный для альбома Yes "Fragile" (1972), который, возможно, сам того не ведая, и начал эту историю.
А далее - и Толкиеновские аналогии (эльфы, покинувшие мир людей), и джоновская нью-эйджевая философия ответственности за мир, да много всего...
Много всего стоит за этими вибрациями. Причем откуда-то все это взялось и почему-то оно кажется таким знакомым. Этот предельно авангардный звук совершенно не напоминает об обкуренной психоделике 1960-х, поскольку звучит так ясно и осознанно. Кому интересно - прошу почитать людей, которые разобрались в этом альбоме и сделали его фабулу доступнее и понятнее
А можно и не читать - а поверить Джону на слово. И продолжить поражаться свежим и ни на что не похожим звуком этого альбома - от самого вступительного, многослойного звука Ё-Й-ЙЩЩ!! (0:21), далее через невероятную по звуку перкуссию (3:38) и до самых переливов арфы...
......
Джон Андерсон - один из немногих музыкантов современности, который застал музыкальное буйство 1970-х, был одним из его градообразующих столпов и при этом до сих пор остался молодым душой. Помнится, я какое-то время подзабыл о нем, и вдруг натыкаюсь на новость о его воссоединении с Риком Уэйкманом и Тревором Рабином для серии концертов с материалом Yes! Друзья мои, этот концерт 2018 года - это одно из самых мотивирующих видео, что я видел в своей жизни.
Дальше - больше! Мы так ждали нового альбома Yes (The Quest, 2021), а он вышел спертым и выхолощенным, сухим как Стив Хау, да и Дэвисон - жалкая пародия на Андерсона... Едва дослушав его до конца, я постарался его забыть и в расстройстве полез смотреть - а что Джон? А Джон - вот что....
Jon Anderson - Twice in a Lifetime ("1000 Hands: Chapter One", 2020)
Именно после этой песни, которая вынула из меня всю душу, я и засел писать этот материал. Потому что чем больше людей будет помнить, что есть такое чудо, как Джон Андерсон, тем больше счастья будет в этом мире.
Андерсона называют певцом солнца. И пусть он уже немолод - он пронес свою солнечность через всю жизнь. И я снова хочу показать вам этот фанатский рисунок, который очень точно отражает ощущение от пения Джона Андерсона. Я был на его концерте - я этот ореол вокруг него сам видел. Здоровья и долгих лет ему!
Спасибо за внимание и до новых встреч на моем канале!