Найти тему
Тёмная Эстетика

Equilibrium, фильм

Эквилибриум (Equilibrium) – голливудский фильм 2002 года, выполненный в жанрах антиутопии и научной фантастики. Главную роль в фильме играет совсем небезызвестный Кристиан Бейл. Фильм уже давно как классика, но вот на выходе он оказался крупным коммерческим провалом: при бюджете 20 миллионов долларов он собрал кассу в всего лишь 5.3 миллионов. А ещё, не смотря на то, что это американский фильм, здесь очень много британских актёров.

Учитывая, кто тут играет главную роль и эмоциональную холодность обеих персонажей, Эквилибриум так же наводит на ассоциации "Что если бы Американский Психопат разворачивался не в 'реальном мире', а в мрачной фантастике".
Учитывая, кто тут играет главную роль и эмоциональную холодность обеих персонажей, Эквилибриум так же наводит на ассоциации "Что если бы Американский Психопат разворачивался не в 'реальном мире', а в мрачной фантастике".

Общий сеттинг фильма сильно напоминает "1984" (в прочем, как и практически абсолютно все антиутопии), только с новыми, дополнительными деталями. Третья Мировая Война оставила практически весь мир в руинах, выжившие люди основали город-государство Либрия. Новое правительство, совет Тетраграмматона во главе с Вождём, обвинили во всём человеческие эмоции и объявили эмоции вне закона, запретили что либо чувствовать. Для реализации подобного запрета каждый гражданин обязан принимать соответствующие таблетки – "прозиум 2", ежедневно. Всё искусство было запрещено, поскольку оно пробуждает в людях эмоции. Чтобы случайно не пробуждать в людях эмоции, весь город выполнен в максимально минималистичной, одинаковой и однотипной манере, сплошные серые бетонные блоки, минимум мебели, даже окна и то заклеены. Домашние животные тоже запрещены.

Ну вы поняли.
Ну вы поняли.
Забавно как руины постапокалиптичного мира в мрачной антиутопии выглядят как типичнейший пост-совок.
Забавно как руины постапокалиптичного мира в мрачной антиутопии выглядят как типичнейший пост-совок.

Конечно же, далеко не все люди готовы были смириться с подобным положением дел, поэтому военные регулярно охотятся на повстанцев и оппозиционеров, а так же на тех, кто пытается спасти от уничтожения произведения искусства. Всё это карается смертью. Отказ от приёма таблеток считается "эмоциональным преступлением" и тоже карается смертью. За наблюдением закона следит орден Грамматона – типа религиозного ордена, полиции и военных в одном лице.

Да, и этот тут тоже есть, пускай и ненадолго.
Да, и этот тут тоже есть, пускай и ненадолго.
Ещё один известный актёр на второстепенной роли.
Ещё один известный актёр на второстепенной роли.

Помимо "эмоционального преступления" другим интересным концептом фильма является выдуманное боевое искусство ган ката: адаптированное под реалии этого мира единоборство, с использованием рукопашки, катан и огнестрела. В основу этой выдуманной боевой техники легли реальные японские и китайские единоборства, в частности прослеживается влияние винг чук куен – одно из ответвлений кун фу. Однако главным козырём ган каты является её заточенность под уклонение от огнестрельного оружия: были выявлены наименее вероятные траектории палёта пуль во время перестрелок и наименее вероятные области прицеливания противником, во время перестрелок боец ган каты постоянно движется в пределах наименее вероятных областях поражения. Другая сторона этой же техники: боец стреляет по всем наиболее стандартным местам нахождения противника, что позволяет ему быстро зачищать помещения "на шару". На более близкой дистанции боец нацелен на непозволение противнику навести на себя прицел, а так же на использование холодного оружия (если такое имеется под рукой).

-7
-8
-9

Помимо Эквилибриум, режиссёр и сценарист Курт Уиммер использовал ган кату в другом своём фильме – весьма трэшеватой антиутопичной супергероике "Ультравиолет" 2006 года, с Милой Йовович в главной роли.

Наиболее заметный женский персонаж ленты.
Наиболее заметный женский персонаж ленты.

Главным героем является Джон Престон, клерик – представитель самой высокой ступени иерархии в Грамматоне. Его привычная жизнь в виде охоты на "эмоциональных преступников" меняется когда он случайно пропускает приём ежедневной дозы, а спустя какое-то время он получает ответственное задание – обнаружить андерграунд сопротивления и положить им конец раз и навсегда.

-11

На мой взгляд, Эквилибриум это лучшая киношная антиутопия из всех. Часть таких фильмов излишне сильно давят на политику и безнадёгу, зачастую забывая, что они вообще-то снимают художественное кино, а не политический манифест (и это ещё далеко не худший вариант, некоторые так вообще откровенно параноидны и нездоровы). Так же, антиутопии плохо дружат с экшеном, идейность и смысловая нагрузка с перестрелками и мордобоем плохо комбинируются. С другой стороны, есть пласт фильмов, где экшен наоборот скорее вытесняет смысловую составляющую. Я считаю, что Эквилибриум это золотая середина между всеми теми проблемами, что описаны выше: он не перегружен дистопичной депрой и нездоровостью некоторых подобных режиссёров, он совсем не лишен художественной ценности, он смог совместить идею и экшен в примерно равных пропорциях. А ган ката! Это же золотая находка для экшен фильмов. Более того, Эквилибриум можно воспринимать под совершенно другим углом, полностью за пределами жанра антиутопии – как метафора на подавление собственных эмоций и процесс эмоционального раскрытия, сброс оков подавленных эмоций. Если смотреть на фильм под таким углом, то это тогда больше кино о внутреннем конфликте чем о внешнем мире. Про как много других антиутопичных фильмов можно сказать нечто подобное? Ну и на последок, не могу не отметить, что это один из самых лучших фильмов с Кристиан Бейлом, быть может даже лучший.

#кино #антиутопия #фантастика #драма #боевик #научная фантастика #обзоры