В комментариях к оной из статей цикла «Работодатель» прочитал: «Сколько работаю, ещё ни разу не встречал честного работодателя, обманывают все, кто больше, кто меньше.»
Скажу честно: мне повезло. Я встречал работодателя, который не обманул меня ни разу. Более того, выполнял свои обязательства даже тогда, когда не имел для этого ресурсов и мог сказать: «Дорогой, денег нет. Хочешь – терпи, хочешь – уходи». Сегодня мы друг друга считаем друзьями.
В 2010 году в Новосибирске возбудили уголовное дело в отношении вице-мэра города Александра Александровича Солодкина и его отца Александра Наумовича (бывшего председателя областного спортивного комитета, а на момент начала уголовного преследования – советника губернатора по спорту).
Читая местные новости я, как и всякий добропорядочный обыватель, радовался: «Ну, наконец-то, хоть кого-то!»
Удивляло только, что следователи заинтересовались вице-мэром по социалке. Честное слово, в Новосибирске были более достойные кандидаты на уголовное преследование, возглавлявшие (и не без пользы для себя) ведомства, где реально было что украсть.
В последних числах февраля ко мне подошёл хороший знакомый и предложил вести сайт арестованных чиновников. К тому моменты я уже имел некоторый опыт правозащитной деятельности. Поэтому попросил, по возможности, ознакомить с документами.
Не скажу, что в феврале 2010 года я получил доступ к какому-то экслюзиву. Информации было минимум.
Во-первых, потому, что существует ст. 161 УПК РФ о неразглашении информации, полученной сторонами дела из материалов следствия.
Во-вторых, потому, что разглашать, по сути, было нечего.
Юристы меня поймут. Ст. 161 УПК РФ – классное прикрытие как реально существующей тайны, так и отсутствия у следствия вообще каких-то фактов и документов.
В данном случае, бумаги в папках уголовного дела были, но возможности назвать их доказательствами не было. Вот только адвокаты об этом сказать не могли, потому, что за разглашение - статья.
Ситуацию, отчасти, спасло то, что следователи забыли взять подписку о неразглашении с приглашённого в дело московского адвоката. Он спокойно назвал чёрное чёрным. И я взялся за сайт.
Сегодня у меня на руках более 200 томов этого уголовного дела и я с гордостью могу утверждать, что выбрал правильную сторону.
Сразу скажу: золотых гор не было. Зарплата за войну с Генпрокуратурой, Следственным комитетом, ГУ МВД по СФО и бандитами была вполне сопоставима с той, что я до этого получал в должности редактора телевизионной передачи.
А обстановка в Новосибирске в двухтысячных была вполне себе весёлая. Организация под названием Оперативно-розыскной бюро по Сибирскому Федеральному округу тогда подмяла под себя все преступные группировки, уверенно контролировала оптовые рынки, игорный бизнес (вплоть до момента его закрытия), занималась рейдерством и имела прямую выгоду от многих заказных убийств. К слову, так и не раскрытых.
Чтобы был понятен уровень допуска в применении закона «людьми» в погонах, достаточно сказать, что когда в ОРБ на собеседование (не допрос) вызвали бухгалтера коммерческой фирмы, принадлежавшей Солодкиным, адвоката в здание не допустили, а чтобы он лучше понял своё место в жизни – гоняли по холлу пинками. Такое правовое воспитание.
Действиями следователей Следственного комитета, тогда ещё при прокуратуре, управлял бывший криминальный авторитет Андрей Павлович Боженко. А привилегию руководства следствием ему предоставили…: генерал МВД Юрий Михайлович Прощалыкин и полковник МВД (позже генерал-майор) Александр Дмитриевич Никитин.
Мило, не правда ли?
Парадокс в том, что сами по себе отец и сын Солодкины не были нужны этому серпентарию. Во власть они пришли из бизнеса. Были людьми не бедными, но какими-то серьёзными активами не владели. Т.е. затевать громкий процесс с целью захватить бизнес семьи никто бы не стал. Работая председателем облспорткомитета, Александр Наумович вкладывал в спорт (безвозмездно) свои деньги и деньги своих друзей. В каждую командировку в райцентры везли инвентарь, футбольные, баскетбольные, волейбольные мячи, экипировку. Не даром, раструбив на всю Россию через подконтрольные СМИ о том, что советник губернатора и вице-мэр «пилили» областной и городской бюджет, следствие ничем это подтвердить не смогло. Единственный эпизод с бюджетными деньгами сводился к тому, что Москва «забыла» своевременно перевести деньги на проведение регионального этапа Спартакиады учащихся. Мероприятие срывалось. Пришлось искать финансы на месте. Частично из средств Облспорткомитета. Но, по большей части, за счёт беспроцентного (!) займа у новосибирских предпринимателей. Мероприятие провели. Получили отличную оценку. Деньги возвращали почти год, по мере их поступления из столицы .
Почему Солодкины попали под раздачу? Ответ на поверхности. У Александра Наумовича в друзьях было 90% новосибирского истеблишмента, в том числе и губернатор. Братва из ГУ МВД по СФО к 2010 году пришла к выводу, что пора забрать всю власть в регионе. После ареста Александру Наумовичу и Александру Александровичу предложили дать показания на губернатора и главу областной думы. Причём было сказано просто: «Подпишите чистые листы, показания мы составим сами!» Не подписали. И провели в СИЗО шесть лет.
С марта 2010 года по июнь 2016 я вёл сайт. За это время случилась только одна задержка с выплатой зарплаты. На две недели. Чего это стоило семье, я узнал лишь в 2016 году.
Все активы семьи: счета фирм, квартиры, машины, наличные средства были арестованы. Из семейного кошелька следствие выметало каждую копейку. Александр Наумович ещё находился в статусе свидетеля, когда СМИ раструбило об изъятии у него трёх миллионов рублей. Откуда такие деньги? Смешно, но в изъятой сумке с деньгами лежали зарплатные ведомости женского баскетбольного клуба «Динамо» как раз на эту сумму и расписки, которые Александр Наумович дал друзям-бизнесменам. И на ту же самую сумму. Динамовкам клуб задолжал зарплату за несколько месяцев, стоял вопрос о снятии команды с Чемпионата России. Член попечительского совета Солодкин решил проблему. Но следствие зарплату баскетболисток приобщила к уголовному делу. По какому праву? По праву банды.
Ещё смешнее, если так можно сказать в данной ситуации, вышло с деньгами, конфискованными у вице-мэра. Двести тысяч евро были изъяты, купюры, как положено, переписаны и вся сумма отправилась на хранение в банковскую ячейку.
В 2016 году суд признал эти средства легальными и подлежащими возврату. Вот только вопрос в возвратом подвис едва ли ни на год. Следственный комитет тянул время, сколько мог. В конце концов, всю сумму вернули. Только не теми купюрами, которые были изъяты. Первое, что приходит на ум: бизнесмены в погонах шесть лет деньги крутили. Надеялись вообще оставить себе. Не вышло.
В 2010 году дочь Александра Наумовича некие личности выловили в подземной автостоянке и настоятельно посоветовали отцу и брату не помогать, связи и знакомства не использовать, а сидеть тихо. Пока саму за решётку не отправили.
Установить угрожавших ни следствие, ни ОРБ не смогли, хотя парковка охраняемая и оборудованная камерами слежения.
Вообще, в этой истории люди в погонах шантажом не брезговали. Одному из фигурантов показали видеозапись, как его дочь, переходя через трамвайные пути, запнулась. А дальше прозрачно намекнули, что в другой раз, запнувшись, она может оказаться под трамваем. Ну, если папа скажет не то.
Так вот, возвращаясь к деньгам. На момент выхода на свободу Солодкины были должны друзьям около миллиона долларов. Свобода стоит дорого. Отдают по сей день, хотя никто с них не требует. Но они считают возврат средств делом чести.
Я и сегодня с огромным уважением отношусь к этой семье. И к мужчинам, которых прессовали без оснований и угрызений совести. И к женщинам, которые шесть лет поддерживали их передачами, письмами и обращениями во все, возможные инстанции и по всем, доступным им каналам.
P.S. Как мне недавно рассказали, бывший генерал Никитин, отсидевшие полтора года за то, что реально украл из бюджета десятки миллионов рублей, сегодня живёт на нищенские дивиденды. Какой-то жалкий миллион рублей в месяц выплачивает ему подельник и бывший криминальный авторитет Андрей Боженко. За данную информацию на Библии не поклянусь, но в её реальность верю. Такая вот пенсия бывшего мента от его криминальных собратьев.
Если Вам интересны документы и подробности данного уголовного дела, Вы можете прочитать книгу "Пропаганда", вышедшую в издательстве "Eksmo Digital"