Сегодня некоторые товарищи, которые нам совсем не товарищи, празднуют - ну, по крайней мере, ранее, до всех этих ограничений, праздновали - так называемый Хеллоуин.
По сему случаю выкладываю статью о Хеллоуине из очень старой тетради - от 2009 года.
У древних кельтов было в году четыре больших праздника, связанных с сезонным и хозяйственным циклом: Самхейн (Самхайн, Саммайн - возможны и другие транскрипции), праздновавшийся в ночь с 31 октября на 1 ноября – начало зимы, темного времени года, кельтский новый год; Имболк (1-2 февраля) – почкование, пробуждение, проводы зимы; Бельтайн (1 мая) - праздник цветения и плодородия, начало лета и светлого времени года; Ламмас (1-2) августа – праздник урожая. Следовательно, Хеллоуин представляет собой ни что иное, как Самхейн – кельтский новый год. К этому дню заканчивался сбор урожая и делались запасы мяса на зиму – забивалась часть скота. В ночь Самхейна разжигались костры, и кельтские жрецы-друиды отгоняли злых духов и проводили обряды очищения огнем людей, жилищ и домашних животных.
После принятия христианства на языческие праздники стали смотреть косо, что вполне естественно и закономерно. Так бывает всегда: после прихода нового Бога старые боги начинают считаться демонами, служители старых богов - колдунами и ведьмами, а адепты старой религии – язычниками и еретиками. Поэтому эти адепты стали уходить праздновать свои самхайны с бельтайнами в укромные уголки – в леса, горы, ущелья. А незаконное тайное ночное сборище колдунов и еретиков где-нибудь на горе, да еще и сопровождающееся всякими ритуалами очищения огнем и…хм… назовем их ритуалами плодородия, говоря по-человечески, оргиями, – это уже не праздник, а шабаш получается! Так что не случайно сложились поверие, что самый великий шабаш в году проходит в ночь на 1 мая – Вальпургиеву ночь (Бельтайн).
Вообще нельзя не признать, что нечто нехорошее в этих двух праздниках есть - недаром сейчас это ещё и праздники сатанистов. Кстати, меня лично всегда тревожили и смущали даты главных государственных праздников СССР – Первомай совпадал с Бельтайном, а день Октябрьской Революции ПОЧТИ совпадал с Самхайном. Совпадение? Не думаю!
Впрочем, это было небольшое лирическое отступление. Продолжим наш учёный разговор. Несмотря на негативное отношение христианской церкви, вышеперечисленные языческие праздники благополучно дожили, хоть и в видоизмененном облике, до наших дней. Прежде всего, они изменили свои названия. Самхайн, по христианскому календарю совпавший с днем всех святых, стал называться днем всех святых, Хеллоуином; Бельтайн превратился в день святой Вальпургии (или, если угодно, в день международной солидарности трудящихся), а Имболк – в "день сурка".
Кстати, и с некоторыми нашими языческими праздниками произошло то же самое. . Особенно примечателен в этом отношении праздник, называемый в народе «Ивана Купала», отмечаемый в ночь с 6 на 7 июля. По природе своей – это языческий праздник Купалы, летний солнцеворот, венец лета, но он совпадает с православным праздником - рождеством Иоанна Крестителя. В народном его названии слились названия христианское и языческое, а само празднование языческое до мозга костей – прыжки через костры, бросание венков в воду, поиски «цветка папоротника», опять же ритуалы плодородия, хе-хех.
Но вернемся к кельтским праздникам. Они сменили не только названия, но и смысл, и из религиозных превратились просто в народные праздники: детишки любят повеселиться в Хеллоуин – попугать всех масками и тыквами со свечками, попеть песенки вроде наших колядок, устроить маскарад и т.д.
В двадцатом веке Хеллоуин, как и некоторые другие праздники, сильно комерциализировался, если можно так выразиться: его раскручивают, его рекламируют, ибо он выгоден торговцам – продажа всякой хеллоуинской атрибутики дело прибыльное!
Хеллоуин издавна празднуют народы, в которых есть толика кельтской крови – французы, англичане, американцы. С американской подачи праздник стал распространяться (опять же главным образом в коммерческих целях) по всему миру. И вот тут внимание: англосаксов и галлов я понять могу – они Хеллоуин празднуют, ибо он у них в крови. Но к насаждению всякого хеллоуинсва в России я отношусь резко отрицательно: нам этот праздник совершенно чужд, а репутация у него не очень хорошая. Так что не надо нам этой чертовщины.
Кроме того, у нас хеллоуинсво, святое валентинство и др. внедряются не только с коммерческими целями. Как сказал однажды один мой камрад, мне кажется, что это политика, когда местные праздники вытесняются иноземными.
Поэтому я ещё раз напоминаю:
И ещё:
АМИНЬ.