Найти тему
Логопед дает совет

Что нужно знать родителям о диспраксии у детей

Отвечаю на вопрос читательницы

Начну с понятия праксиса. Это способность к произвольному (читай намеренному, с участием воли) воспроизведению поз и действий.

Виды праксиса:

  • предметный – действия с предметами, например взять погремушку, кинуть и поймать мяч, сложить домик из кубиков;
  • пальцевый – способность к выполнению дифференцированных движений пальцами рук;
Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс
  • оральный – основан на абстрактных действиях, например подуть, надуть щеки, пощелкать языком и т.п.;
  • артикуляционный – способность произносить отдельные звуки речи и их комплексы.

Что такое диспраксия

Приставка дис- указывает нам на нарушение праксиса, т.е. невозможность совершать целенаправленные движения. Причем эти нарушения не связаны с параличами, парезами или другими нарушениями мышечного тонуса.

Понятие диспраксия появилось только в начале прошлого века. До этого использовали понятие «синдром неуклюжего ребенка».

По сути это не простая неуклюжесть, а невозможность интеграции движения и мыслительной функции.

Изначально проблемой артикуляционной диспраксии занималась исключительно неврология, но со временем стало понятно, что это область изучения нейропсихологии и логопедии.

Точные причины артикуляционной диспраксии до сих пор не известны. Однако, результаты нейрофизиологических исследований показали, что она может быть вызвана недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не его повреждением. Нервный импульс, который возникает в коре головного мозга не находит путь к двигательному аппарату. Часто проявления диспраксии связаны с патологией теменных долей головного мозга.
Теменные доли синего цвета. Фото из свободных источников Яндекс
Теменные доли синего цвета. Фото из свободных источников Яндекс

Возможные причины диспраксии

Нарушение чаще всего диагностируются у детей трех-шести лет, преимущественно у мальчиков. Часто присутствуют сопутствующие расстройства устной речи, письма, гиперактивность и т.д. Ребенок с диспраксией не является умственно отсталым, если не присоединяются заболевания центральной нервной системы. Но, если с ребенком не заниматься, умственная отсталость может появиться, как вторичное нарушение по причине отсутствия речи.

Среди возможных причин диспраксии в детском возрасте можно выделить:

  • Тяжелое течение беременности. Стрессы, лекарственная интоксикация, кислородное голодание плода – все это может повлиять на недостаточное развитие двигательного анализатора и нейронных путей, которые формируют программу действия.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Наследование по прямой линии (от родителей).

Как распознать диспраксию

У ребенка наблюдаются трудности:

  • в движении – как правило ребенок начинает позже сверстников сидеть, ползать, ходить, позднее других учатся самостоятельно держать столовые приборы, они неуклюжи при ходьбе, часто спотыкаются, испытывают трудности с одеванием, застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков и т.п., испытывают трудности в подвижных играх, плохо ловят мяч, долго учатся прыгать через скакалку, с трудом могут стоять на одной ноге, долго учатся езде на велосипеде; трудности в определении ведущей руки;
  • нарушение глазодвигательной функции – слабая способность контролировать движения глаз и направление взгляда.
  • в речи – пропуски, искажения, замены сложных звуков более простыми, снижение способности соблюдения порядка слов, составления предложений и ясности выражения мыслей; трудности в овладении чтения и письма;
  • ребенок забывчив, чувствителен даже к легким прикосновениям, испытывает проблемы со сном.
Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс

Диспраксия наблюдается практически у всех алаликов, но может быть и отдельным нарушением.

Что делать? Пропевать звуки, слоги и слова с присоединением плавных движений.

С вами была логопед Елена Альбертовна Перегудова.

Ставьте 👍 и делитесь публикацией.

Задавайте ваши вопросы и получайте ответы на канале «Логопед дает совет»