Отвечаю на вопрос читательницы
Начну с понятия праксиса. Это способность к произвольному (читай намеренному, с участием воли) воспроизведению поз и действий.
Виды праксиса:
- предметный – действия с предметами, например взять погремушку, кинуть и поймать мяч, сложить домик из кубиков;
- пальцевый – способность к выполнению дифференцированных движений пальцами рук;
- оральный – основан на абстрактных действиях, например подуть, надуть щеки, пощелкать языком и т.п.;
- артикуляционный – способность произносить отдельные звуки речи и их комплексы.
Что такое диспраксия
Приставка дис- указывает нам на нарушение праксиса, т.е. невозможность совершать целенаправленные движения. Причем эти нарушения не связаны с параличами, парезами или другими нарушениями мышечного тонуса.
Понятие диспраксия появилось только в начале прошлого века. До этого использовали понятие «синдром неуклюжего ребенка».
По сути это не простая неуклюжесть, а невозможность интеграции движения и мыслительной функции.
Изначально проблемой артикуляционной диспраксии занималась исключительно неврология, но со временем стало понятно, что это область изучения нейропсихологии и логопедии.
Точные причины артикуляционной диспраксии до сих пор не известны. Однако, результаты нейрофизиологических исследований показали, что она может быть вызвана недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не его повреждением. Нервный импульс, который возникает в коре головного мозга не находит путь к двигательному аппарату. Часто проявления диспраксии связаны с патологией теменных долей головного мозга.
Возможные причины диспраксии
Нарушение чаще всего диагностируются у детей трех-шести лет, преимущественно у мальчиков. Часто присутствуют сопутствующие расстройства устной речи, письма, гиперактивность и т.д. Ребенок с диспраксией не является умственно отсталым, если не присоединяются заболевания центральной нервной системы. Но, если с ребенком не заниматься, умственная отсталость может появиться, как вторичное нарушение по причине отсутствия речи.
Среди возможных причин диспраксии в детском возрасте можно выделить:
- Тяжелое течение беременности. Стрессы, лекарственная интоксикация, кислородное голодание плода – все это может повлиять на недостаточное развитие двигательного анализатора и нейронных путей, которые формируют программу действия.
- Генетическая предрасположенность.
- Наследование по прямой линии (от родителей).
Как распознать диспраксию
У ребенка наблюдаются трудности:
- в движении – как правило ребенок начинает позже сверстников сидеть, ползать, ходить, позднее других учатся самостоятельно держать столовые приборы, они неуклюжи при ходьбе, часто спотыкаются, испытывают трудности с одеванием, застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков и т.п., испытывают трудности в подвижных играх, плохо ловят мяч, долго учатся прыгать через скакалку, с трудом могут стоять на одной ноге, долго учатся езде на велосипеде; трудности в определении ведущей руки;
- нарушение глазодвигательной функции – слабая способность контролировать движения глаз и направление взгляда.
- в речи – пропуски, искажения, замены сложных звуков более простыми, снижение способности соблюдения порядка слов, составления предложений и ясности выражения мыслей; трудности в овладении чтения и письма;
- ребенок забывчив, чувствителен даже к легким прикосновениям, испытывает проблемы со сном.
Диспраксия наблюдается практически у всех алаликов, но может быть и отдельным нарушением.
Что делать? Пропевать звуки, слоги и слова с присоединением плавных движений.
С вами была логопед Елена Альбертовна Перегудова.
Ставьте 👍 и делитесь публикацией.
Задавайте ваши вопросы и получайте ответы на канале «Логопед дает совет»