Найти тему

Упрямство детей от 2 и старше. Что это значит?

Родители впервые сталкиваются с серьезным проявлением воли своих детей, когда они достигают возраста 2 - 2, 5 года. У девочек период упрямства отмечается несколько раньше, у мальчиков - позже. Выражается упрямство детей в непослушании. Это огорчает родителей, зачастую и так уставших от забот. А здесь ещё и ребёнок не слушается, воздействовать на него становится всё трудней.

Сломить упрямство маленького и беспомощного человека несложно. Действительно, многие родители предпочитают "давить авторитетом", преследуя одну цель - заставить ребёнка подчиниться. Они применяют наказания, рассчитанные на страх. Такие способы воспитания кажутся самыми действенными. Они легко осуществимы, пока ребёнку 2 - 3 года; но каким эхом всё это отзовётся в будущем?

Другие мамы "лишают любви" ребенка - это самое худшее наказание для него. Они манипулируют малышом, воздействуя с помощью слов на чувства - обещают выгнать ребёнка из дома или оставить его одного на улице, если не послушается; перестают с ним разговаривать; выводят в другую комнату и т. п.

Ключом к решению проблемы является понимание. В данном случае, понимание того, что движет ребенком, что он переживает в "возрасте упрямства". Как правило, такой подход более эффективен; в частности, он поможет найти адекватные и щадящие способы воздействия на ребёнка, если они необходимы.

Упрямство, проявляющееся в возрасте 2 - 2, 5 года, негативно окрашено. Это не радость автономии в связи с возможностью самостоятельных действий, свойственная детям помладше. Ребенок в возрасте 2- 2,5 лет сталкивается с многочисленными ограничениями своей спонтанности. Он впервые начинает обобщать переживания, что становится также началом осознания ограничений. Ребёнок умеет громко кричать, бегать, прыгать, но это не всегда разрешено, потому что спит кто-то из взрослых, или на улице много людей, или просто "так нельзя". Отсюда и рождается негативизм, который выражается, прежде всего, в сопротивлении воле взрослых. Ребёнок делает "всё наоборот" - отказывается повязывать шарфик, надевать курточку, подойти, когда его просят. Эмоциональные проявления ребёнка этого возраста рассчитаны на взрослых - он громко заревёт, если вокруг достаточно зрителей, в противном случае может вовсе воздержаться от плача. Одновременно, в этом возрасте формируется способность к сопереживанию, эмоциональному отклику на чужую боль. Во внутреннем мире ребёнка появляется глубина.

В творчестве детей возраста около трех лет появляются нотки одиночества. Они изображают замёрзшее дерево, грустного человека. Им свойственна тревога за судьбу животных - щенков, котят.

Особенное переживание пустоты в связи с утратой ценного, потери смысла, присущее и взрослым, зарождается в раннем возрасте - 2 - 2, 5 лет. В то же время, ребёнок "испытывает границы", поставленные для него, прежде всего, взрослыми. Именно поэтому ребёнок перестает слушаться.

Детям раннего возраста свойственно забывать обиды и вообще - многое прощать взрослым. Психика ребёнка ещё достаточно пластична, переживания неустойчивы, память "короткая". Однако способы авторитарного воздействия на маленького человека, без понимания того, что происходит в его душе, особенно разрушительны. Со временем он, в любом случае, выйдет из-под контроля, останется лишь простор для эмоционального контакта - если контакт не потерян. Воспитание, в котором преобладают негативные методы - запреты, воздействие на страх, контроль, требование подчинения, создает предпосылки для отчуждения ребенка, по мере его роста. Зачастую такие родители, в какой-то момент, с удивлением и горьким разочарованием констатируют, что "потеряли ребёнка", в том смысле, что он стал как чужой.

Более конструктивный подход - это творческая реализация ребёнка начиная с раннего возраста. Ребёнку от 2,5 - 3 лет полезно начать обучение игре на музыкальном инструменте, рисованию, танцам, гимнастике. Творческое самовыражение, без преувеличенных амбиций в связи с перспективами различных занятий, помогут ребёнку заполнить это образовавшееся "пустое пространство" и направить негативное чувство утраты в полезное русло.