«Антология русской хоровой музыки»: презентация новых альбомов, записанных в этом году прошла 26 октября 2021 в Екатерининском собрании (наб. канала Грибоедова, 88-90).
Цель проекта — сохранение наследия русского музыкального искусства. Фонотека «Антологии», разделённой на четыре периода, от партесного *) пения до современной музыки, в этом году пополнилась 14 альбомами с сочинениями А. Д. Кастальского, Э. Ф. Направника, А. Г. Рубинштейна, А. В. Никольского, С. В. Панченко, В. И. Ребикова, П. Г. Чеснокова
Проект, реализуемый с 2014 года Петербургским Камерным Хором «Петербург-концерта», предполагает запись более 200 CD музыки русских композиторов XVIII-XXI веков. На сегодняшний день количество записанных дисков превысило 130. Автор идеи — художественный руководитель коллектива, заслуженный деятель искусств России Николай Корнев.
Автор проекта - художественный руководитель Камерного хора Санкт-Петербурга, заслуженный деятель искусств Николай Николаевич Корнев рассказал перед началом концерта, предварявшего презентацию, о записях и целях проекта: "Многие записанные сочинения звучат впервые в истории, оставаясь при этом безусловным достоянием русской музыкальной культуры. Создание «Антологии русской хоровой музыки» позволит значительно расширить представление об этом виде исполнительского искусства и, возможно, глубже понять корни русской музыкальной культуры. Результатом уникального проекта будет создание нотной и аудиобиблиотеки с редакторскими материалами, доступной для изучения и прослушивания профессиональными музыкантами и широкой аудиторией. По окончании работы над проектом записанный музыкальный материал планируется предоставить для изучения творческим учебным заведениям России, которые имеют возможность уже сейчас пользоваться записями по запросу (в частности, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова)".
Вместе с Петербургским Камерным Хором над цифровой многоканальной записью духовной и светской хоровой музыки, а также сохранившихся в рукописях произведений известных русских композиторов работает знаменитая Петербургская студия грамзаписи (бывшая «Мелодия») **). Звукорежиссёр — член Европейской ассоциации звукорежиссёров, заслуженный работник культуры РФ, профессор Виктор Динов.
Петербургский Камерный Хор под управлением заслуженного деятеля искусств России Николая Корнева основан в 1977 году и является одним из ведущих хоров страны, в репертуаре которого сотни концертных программ.
Проект реализуется Петербургским Камерным Хором при исключительном участии Общественного фонда развития исполнительских искусств (генеральный продюсер Фонда Ринат Дулмаганов) и постоянным партнёром проекта — СПб ГБУК «Петербург-концерт» (генеральный директор Е. А. Артюшкина), при поддержке Законодательного собрания и Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
Перед презентацией состоялся концерт Камерного хора Санкт-Петербурга «Музыкальные драгоценности маэстро Бортнянского» под управлением Николая Корнева и с его рассказом о Ботнянском ***)
Два коротких фрагмента концерта:
Хотя Николай Николаевич деликатно предупредил, что концерты исполняются без перерыва, публика не смогла сдержать восторгов и упрямо аплодировала между частями. Конечно, это не повредило концерту, тем более, что стало привычным даже в Большом зале филармонии, к моему сожалению.
Когда исполнив несколько партесных хоров Бортнянского - часть программы, записанной в этом году на диски, хор покинул зал под аплодисменты публики и часть слушателей концерта тоже ушла, появились пюпитры с дисками и Николай Николаевич Корнев продолжил рассказ о незаслуженно забытых русских композиторах
Потом пришла пора вопросов и восторженных откликов публики на прослушанный концерт
*) Партесное пение - род русской и украинской церковной и концертной музыки, многоголосное хоровое пение, которое используется в униатском и в православном богослужении у русских, украинцев и белорусов. Важнейший жанр партесного пения — партесный концерт. Количество голосов в многоголосной партесной музыке колеблется от 3 до 12, в единичных случаях может достигать 48. Наиболее характерный музыкальный жанр, в котором нашло отражение партесное пение, — партесный концерт.
**) Петербургская (Ленинградская) студия граммзаписи основана в 1959 г. В течение 27 лет (с 1964 по 1991 г.г.) она входила в состав фирмы «Мелодия» и была фактически единственной студией в Санкт-Петербурге, производившей записи для грампластинок и компакт-дисков в исполнении ведущих российских музыкантов. Состоит в IFPI (International Federation of the Phonographic Industry) с 1995 года.
IFPI— международная федерация производителей фонограмм. Организация является некоммерческой структурой, которая представляет интересы музыкальной индустрии во всём мире. Зарегистрирована в Швейцарии и основана в Италии в 1933 году.
***) Дмитрий Степанович Бортнянский (26.10.1751-10.10.1825)-один из корифеев русской музыки "доглинкинского" периода, названный современниками «Орфеем реки Невы». Им написано почти 200 музыкальных произведений: 6 опер, более 100 хоровых произведений, многочисленные камерно-инструментальные сочинения, романсы. Музыку Бортнянского отличает безупречный художественный вкус, сдержанность, благородство, классическая ясность, высокий профессионализм, выработанный изучением современной ему европейской музыки. Композитор Александр Серов (отец художника Валентина Серова) писал, что Бортнянский «учился на тех же образцах, как и Моцарт, и самому Моцарту очень подражал». Однако при этом музыкальный язык Бортнянского национален, в нем явственно ощущается песенно-романсовая основа, интонации украинского городского мелоса, что неудивительно, ведь он родился в Глухове Киевской губернии, учился там в певческой школе. Красивый голос, музыкальная одарённость и обаятельная внешность позволили уже в 7 лет поступить в Придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге. Бывший тогда придворным капельмейстером Екатерины II итальянский композитор Бальтасаре Галуппи протежировал Бортнянскому и семнадцатилетнего солиста хора послали на учёбу в Италию. Там он начал сочинять музыку, написал 3 оперы, кантаты, церковную музыку. По возвращении в Петербург был назначен директором Придворной певческой капеллы. В 1816-м году добился высочайшей привилегии цензурировать музыкальные издания и затем занялся редактированием и публикацией русского хорового церковного многоголосия. Издал произведения своего учителя Галуппи, Березовского, собственные хоровые сочинения. Писал также светскую музыку, романсы. В последние годы жизни работал над подготовкой к изданию полного собрания своих сочинений, в которое он вложил почти все свои средства, оно вышло в 10 томах уже после смерти музыканта под редакцией П.И.Чайковского в 1882 г.
Чайковский упоминался не только по этому поводу. Находясь за границей в 1878 году композитор написал Литургию Иоанна Златоуста. Это было первое обращение Петра Ильича к церковной музыке, традиции написания и исполнения которой сложились задолго до этого. Традиций написания, то-есть была написана музыка ко всем текстам, которые принято петь. Литургия (соч. 41) впервые прозвучала в церкви Киевского университета в июне 1879 года, а затем была исполнена ещё несколько в церквях и духовном концерте Московской консерватории. Открытое исполнение состоялось 18 декабря 1880 года в экстренном собрании Русского музыкального общества в в зале московского Благородного собрания, что стало нарушением традиций - в то время публичное исполнение церковной музыки вне церковных стен было не принято. Кроме того Чайковский был известен как светский композитор, к тому же слухи о его сексуальной ориентации были небезосновательны. Сам композитор писал «Хочется сохранить в неприкосновенности древние церковные напевы, а между тем, будучи построены на гаммах совершенно особого свойства, они плохо поддаются новейшей гармонизации. Зато если удастся выйти победителем из всех затруднений, я буду гордиться, что первый из современных русских музыкантов потрудился для восстановления первобытного характера и строя нашей церковной музыки». После светской премьеры на исполнение "Литургии" Чайковского в церквях был наложен запрет Синода. Запрет был снят только после смерти композитора.