Найти тему

Поговорим про ритм-танец. Видео. Программы 2021/2022 года. Танцы на льду...

Выполняю просьбу Елены Николаевой. Сложная тема для ритм-танца в фигурном катании. Многих ставит в тупик. А тема - уличные танцы и блюз. Поэтому постараемся понять, увидеть, а потом сравнить.

Стрит-дансинг. https://i.pinimg.com/originals/33/5c/89/335c89e0b541793a9724c39f1e79b71b.jpg
Стрит-дансинг. https://i.pinimg.com/originals/33/5c/89/335c89e0b541793a9724c39f1e79b71b.jpg

Поэтому для начала поймем, что такое стрит-данс, какие направления существуют.

Уличные танцы или стрит-данс нельзя воспринимать как направление, которое "живет" только в городской среде и не выходит на сцену. Все далеко не так. Это танцевальный стиль, который, действительно, развивался в городском уличном пространстве, его можно было увидеть и танцевальных вечерниках, и в ночных клубах.

Особенность этого стиля - импровизация. Это вызывает у зрителя желание взаимодействовать с танцорами. Причем очень часто стиль зависит от того, где живут исполнители. Потому что они включают и национальную хореографическую специфику, и особенности одежды. Конечно, яркий пример стрит-данса - брейк-данс. Он появился в США, оттуда стал распространяться по миру.

На данный момент Street Dance представляет собой вполне сложившуюся танцевальную культуру, которая включает несколько направлений:

- locking

- popping

- hip hop

- break dance

и некоторые другие.

Почему говорю - некоторые другие? Посмотрите!

Направления стрит данса. https://www.dance.ru/dance_styles/sovremennye-tantsy/ulichnye-tantsy/
Направления стрит данса. https://www.dance.ru/dance_styles/sovremennye-tantsy/ulichnye-tantsy/

Удивительно, но большинство представителей танцев на льду (не только наши спортсмены) выбрали черные тона для своих соревновательных костюмов. Одежда у стритдансеров разнообразная. Она, безусловно, свободная, не мешающая исполнению трюков, а трюки сложные. Есть партерные трюки, есть трюки в верхних позициях, есть акробатические элементы. Позы, жесты, положение рук, движения головы отличаются и от рок-танцев, тем более, от классических. Еще раз отмечу, не важно, где зародилась "танцевальная история", стиль, проникая на территорию другой страны, он начинает обрастать национальными нюансами, новыми движениями, приобретает порой несколько другой характер.

***

Тенденция в развитии направления фигурного катания "танцы на льду" - насыщенность движений вполне совпадает с особенностями стрит-данса. Но! Еще в сентябре в интервью sportbox.ru тренер Виктории Синициной и Никиты Кацалапова Александр Жулин по поводу темы, которую для ритм-танца предложила фигуристам ISU (объединение блюза и стрит-данса), сказал следующее:

"Очень неожиданная идея, на самом деле. Классический блюз предполагает неторопливую текучесть. <...> Но когда я разговаривал на эту тему с председателем танцевального техкома ISU Галиной Гордон-Полторак, она объяснила, что если мы исполним блюз как блюз, это будет отражено минусом в судейских оценках. Потому что блюз, в том понимании, как это видят специалисты ISU, должен выглядеть как стрит-данс. С моей же точки зрения, блюз в формате уличного танца - это несколько инородное тело. <...> Требования оказались для нас поначалу не слишком реализуемыми. Представьте сами: вы исполняете с десятиметровой вышки сложнейший прыжок, стопроцентно сконцентрированы на сальто и винтах, а вас просят сделать это совершенно расслабленно. Так, чтобы вообще никому не пришло в голову, что это сложно. И посмотрел бы я, как вы с этой задачей справитесь".

Однако ученики Жулина не только стали изучать культуру стрит-данса, но и извлекли для себя из этого пользу. Они за основу взяли направление фанк. Его еще называют фанки-джаз. Как мне объяснили, в фанке особых ограничений нет, это особый танец, где "объединяются душа + тело + разум". В основе танца лежит, как правило, ритмически выстроенная музыка. Это уличный стиль, который часто используют для шоу, для съемок музыкальных клипов. Такой выбор для Синицыной/Кацалапова логичен, они как раз умеют "соединять" в своих танцах душу, тело и разум.

Посмотрите фанк-танец.

Далеко не всем удается в ритм-танце показывать этот особый уличный стиль. И это заметно даже не специалисту. Настроение, особая расслабленность движений (на самом деле, кажущаяся расслабленность), специфические трюки и хореография, наверное, более близки юным спортсменам, которые более близки по времени к этой культуре. А те, кто всю жизнь в ритм-танце исполнял вальс, аргентинское танго, пасадобль, фокстрот и т.д., в принципе сложно входит в предложенную ISU тему. Но все в любом случае зависит от профессионализма, от тренеров, от уровня раскрепощенности и физических данных самих спортсменов.

***

Наши спортсмены по выдержанности стиля, заявленного (ISU), мне показались одними из самых интересных (имею в виду два этапа Гран-при). Тяжело этот формат идет у опытных спортсменов, например, у Шарлен Гиньяр/Марко Фабри. Эта итальянская пара сейчас вторая (мастерство, опыт, рейтинг и известность для судей играют свою роль), учитывается ведь не только соответствие стилю. Пайпер Гиллес и Поль Пуарье (Канада) "выкрутились" иным образом - взяли тему восьмидесятых, когда только зарождались уличные танцы, вышли в ярких костюмах стиля "диско". Это, естественно, тоже не "в чистом виде" уличные танцы (не в понимании современных хореографов).

Яркий пример. Потрясающая пара Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон. Ритм-танец. И это не стрит-данс, не блюз. Их пластика весьма эклектично соединяется с хаотично-ритмичными движениями руками, "списанными" с хореографии современных уличных дансеров. Но... 85,58 и первое место (или всего 85,58?). Ощущение, что это совсем не их тема. Мне кажется, они по ходу сезона будут править программу.

***

Мне очень нравятся в этом фигурнокатательном сезоне испанские пары. Оливия Смарт и Адриа Диас начали с блюза и завершили ритм-танец уличной стилистикой. И это оказалось удачно, даже логично и интересно.

Сара Уртадо и Кирилл Халявин пошли по другому пути. Они были очень хороши и интересны в ритм-танце. Очень гармонично получилось.

Хотелось бы поставить сюда видео трех наших пар. Однако 1 Канал эксклюзивно показывает все Гран-при. Поэтому все видео все-равно забанят. Поэтому сделаю ссылки.

Диана Дэвис/ Глеб Смолкин

Елизавета Шанаева/ Дэвид Нарижный

Аннабель Морозов/Андрей Багин

Очень постараюсь придумать что-то и найти другие источники, но пока так.

Безусловно, все три пары по опыту уступают многим "старшим товарищам". Однако уже видно, что они прогрессируют и по подаче ритм-танца этого года, наверное, даже не уступают матерым соперникам.