Можно ли научить петь
В обучении пению меня всегда смущает внешняя оценка, показатели качественного звука и исполнения.
Да, у нас есть такие объективные и константные величины как высота и частота ( что тоже спорно) но в остальном это вопрос вкуса и выбора. Еще есть свойства самих голосовых связок, это вибрация, смыкание и смазка, но туда мы сегодня не пойдём.
Голос как воля и представление, и тут мы обратимся к Шопенгауэру.
Воля или «вожделение», «стремление», «желание», «усилие», «призыв» в философии Шопенгауэра — это выражение ненасытной «воли к жизни». Именно благодаря этому «желанию жить» человечество испытывает страдание. Желание большего — причина ещё больших страданий.
Воля в пении, в звуке или в речи это тоже воля к жизни, к проявлению себя в ней через звучание, высказывание своей мысли, аффекта, идеи или эмоции. Без волевого импульса нервная система не даст команду органам голосообразавания, не увеличит объем дыхания, не возникнет самой певческой установки. Единственный нерв, командующий открытием, закрытием и восприимчивостью голосовых складок , - это пневмогастрический, иначе блуждающий нерв (вагус).
Блуждающий нерв позволяет голосовым связкам сжиматься и расслабляться, он командует их натяжением и длинной.
Представление у Шопенгауэра ( с немецкого Vorstellung, еще точнее в глагольном выражении sich vorstellung, т.е представлять себе), в значении производимой в уме идеи, образа. Концепция включает в себя представление о наблюдении собственного тела.
Представление в пении имеет ключевую роль, так как пение это сенсорно-моторный навык.
В традиционной вокальной педагогике еще с XVI века активно используется образное мышление, и причем вполне успешно, отсутствие научного технического прогресса никак не мешало образованию, однако занимало гораздо больше времени, было доступно единицам ( с хорошими врожденными данными) и было под властью монархии и церкви, не будет забывать и про чудовищную операцию кастрации на благо звучанию.
Теперь же мы всех просветили на МРТ, всем засунули в гортань эндоскоп и знаем о голосе очень много. Однако, эти знания не всем и не всегда помогают достичь нужного звучания. Почему?
По моему мнению, важно задействовать как можно больше сфер восприятия при обучении. Помимо конкретных анатомических изображений использовать художественные образы, объекты, ассоциации, вкусы и запахи, движения и конечно же, воспоминания и представления.
Для художника кисть - это инструмент выражения себя, а краска, которую наносят на кисть, - это средство. Для вокалиста наш голос и тело - это кисть, а жизненный опыт тех, за кем вы наблюдали - это краска на этой кисти.
Ронда Карлсон
Вокальная техника это средство выражения, а не самоцель. Поэтому прогулка или встреча с друзьями, игра, слушание музыки тоже может стать вокальной практикой.
А вопрос можно ли научить петь я оставлю открытым.