Найти тему
Яцутко сказал

Клюква развесистая, вкусная

Настоящая развесистая клюква в художественных произведениях может веселить, но иногда и раздражает. Думаешь: "Ну чёрт побери, у вас стомиллионный бюджет, вы что — не могли нанять за тарелку лапши с котлетой русского студента или даже своего студента, местного, но изучающего русскую культуру, чтобы он вам хотя бы на самую лютую дичь пальцем указал?"

Но это когда клюква дикая, неотрефлексированная. Если же это осознанный художественный приём, применённый со знанием дела, это чаще всего забавно, а иногда даже восхитительно.

Сегодня я поделюсь с вами горстью отборной постмодернистской клюквы в музыкальных клипах.

Поехали.

Basement Jaxx — Take Me Back to Your House. Зима, тайга, балалайки с гитарным и банджовым звуком, медведи, вышиванки, ушанки, народные танцы, героиня получает в гардеробе штук пять шуб и тулупов и все их на себя надевает, неизбывная русская тоска, а в конце за героиней приезжает усатый чувак на танке — героиня счастлива.

Следующий ролик — не то чтобы клюква. Ну вернее как... Это отрывок из аниме Girls Und Panzer, которое, по-своему, насквозь клюква, причём японская клюква, английская клюква, разная — на любой вкус. Всё слишком нарочитое. Однако мне захотелось поместить этот отрывок после ролика "Бейсмент Джекс": эти два видеопроизведения очень хорошо перекликаются между собой — едущими сквозь бесконечный снег русскими танками.

Вообще бронетехника — важный элемент русской клюквы. Правда, видимо, танк достать для клипа получается не у всех и не всегда, а вот МТ-ЛБ или бронетранспортёр — частые гости музыкальных видео в жанре отрефлексированной клюквы. Смотрим, например, Little Big — "Дай мне свои деньги" (кроме МТ-ЛБ присутствуют кокошники, "Жигули", спортивные штаны с лампасами, баня, ковры на стене, рубли, баранки, Казанский собор и много чего ещё).

В коллабе Апаша и Инстасамки я определить боевую машину не смог, буду рад, если подскажете. Кроме бронемашины есть здание МИД РФ, "во поле берёзонька" (вернее, вариация Чайковского из четвёртой симфонии), голые по пояс (a la Путин, видимо) мужчины на охоте, опять жигули, советские танкистские шлемы, живой медведь и так далее.

Тусовка в кузове грузовика — тоже не раз возникающий сюжет постмодернистской клюквы. Видимо, он, как и многие другие моменты подобных произведений, подхвачен из диких ютуб-подборок типа "Meanwhile in Russia". Все эти бодания с экскаваторами вручную, сигареты в ухе, занятия спортом с сигаретой в зубах, странные танцы пьяных людей и прочее. В клипе Russian Style команды The Hatters меня подкупил плавающий на тапке в заполненном водой кузове, в котором сидят участники тусняка, удлинитель — видимо, под напряжением (ну, это очевидно имеется в виду). Ещё очень хорош чебурек в форме двуглавого орла.

Очень похож по стилистике и набору иконических мифем, хотя и очевидно в целом попроще и понаивнее, клип коллабы DJ Blyatman и ДЛБ "Russian Party in Kamaz". Также присутствуют автомат Калашникова и красные ушанки с советскими солдатскими кокардами.

Клюква, кстати, — простой способ посмеяться над здешним патриотизмом, "скрепами" и т.п. Вот, например, работа тех же ДЛБ "Welcome to Russia" — она как раз об этом. Но в случае хорошо отрефлексированной клюквы это часто постмодернистский смех: видно, что смеющийся в самом деле некоторым образом любит то, над чем смеётся.

Где-то рядом с предыдущим, но, конечно, в разы качественнее и богаче сделан — клип группировки "Ленинград" "Патриотка". Правда, если у ДЛБ — про патриотизм тех, кто живёт здесь, то у "Ленинграда" — о людях, которые уже переселились в тёплую Италию и яростно любят родину издалека.

Если The Hatters и DJ Blyatman рисуют один полюс клюквенного представления о "вечеринке по-русски", то другой полюс — с балеринами и роскошными интерьерами из дуба и золота — это Party Like A Russian Робби Вильямса.

Клюквенный русский — это часто необузданный, дикий человек, предпочитающий все проблемы решать ударом в морду. Идеальное воплощение — Терренс Здунич как The Bad Ass Russian in "Istanbul".

Кстати, обратили внимание — персонаж Терренса здесь пару секунд пляшет вприсядку? В клипах выше танец вприсядку тоже мелькал. Потому что это тоже важный элемент визуальной составляющей мифологии развесистой клюквы. До упора этот момент выжат в анимированном музыкальном видео от MrWeebl.

Нейромонах Феофан — это такое, на тонкой грани между серьёзной реапроприацией здешней условно народной культуры (подправленной, конечно, нацромантиками и советским агитпропом) и всё той же клюквой, с плюшевым костюмом медведя и потешными топористами. И это, наверное, правильно, потому что, грубо говоря, нельзя всерьёз носить косоворотку или кокошник в двадцать первом веке, невозможно. То есть даже если кто-то попытается — окружающие всё равно найдут в этом какую-то иронию и повод если не для смеха, то для улыбки.

Следующий клип я уже упоминал в предыдущем обзоре всего подряд, но не могу не упомянуть его и здесь. Это "Soviet March" из игры Red Alert 3. Эта игра сама по себе вся клюквенная настолько, что сок течёт — с бронированными медведями, снайпером Наташей в красных шортах и тяжёлыми дирижаблями "Киров". Когда она только вышла, мне довелось побывать на её международной презентации в Москве, в подземном ЗКП "Таганский", на минус восемнадцатом, что ли, этаже. Тогда там только начали делать музей, ещё ничего не отдраили и не отделали, всюду был голый бетон, внушительные пучки кабелей, ржавчина, сочилась вода, а в главном огромном зале создатели игры накрыли для журналистов сколоченный из неочищенных от коры берёзовых брёвнышек стол, на котором были гречневая каша в котелках, сало, солёные огурцы, чёрный хлеб и водка. Пожалуй, это была лучшая презентация чего-либо из всех, на которых я бывал.

Так вот, "Советский марш" из Red Alert 3 — клюква волшебнейшая. Попробуйте нагуглить его текст — он прекрасен. На слух можете и не разобрать, потому что хоть он и на русском, там некоторые сочетания слов и предложения для русского уха несколько неожиданные, вроде и слышишь их, но это настолько странно, что чёрт ногу сломит. Вот. А Алина Джинджертейл, которая делает много прекрасных каверов музыки и песен из игр и сериалов, с друзьями довела клюквенность этого марша до ручки. В частности, они в своём ролике накладывают красную икру на тульский печатный пряник. Это, по-моему, апофеоз. Если бы жанры в принципе возможно было бы закрывать, жанр визуальной развесистой клюквы после этого образа можно было бы закрыть.

Не всегда клюква в музыке — это что-то задорное, боевитое и грубоватое. Бывает и нежная клюква. Как, например, в клипе на песню Russian Girl в исполнении Жени Любич.

Клюква — это всегда нарочитость. Японские девочки-идолы — культурное явление, тоже целиком выстроенное из нарочитости. Поэтому помещение идола в клюквенный антураж — сочетание, способное вызвать сатану.

Ну и буду закругляться. не то чтобы это был всеобъемлющий обзор. Так, что вспомнилось навскидку. Да и то не всё. Какие-то вещи, вполне соответствующие жанру, не захотелось включать, потому что они как-то совсем не цепляют.

Напоследок разбавлю это клюквенное варенье, от которого, полагаю, у некоторых уже всё лицо перекосило, капелькой хумуса. Клюква с израильским колоритом. Клип Habibi Yaeni группы Orgonite. Обратите внимание с отметки 1:58 на маму с кастрюлей гречки и хохломской деревянной ложкой.

Ну и пока всё.

Привет.