Великолепие природы и бесчисленные государственные перевороты, которыми изобилует история Восточной Римской империи, в результате которых свергнутые императоры и императрицы, цвет византийской знати и низложенные патриархи вынуждены были доживать свои дни в изгнании на небольших клочках суши в Мраморном море, создали Принцевым островам громкую славу и сделали их знаменитыми не только для современников исторических деятелей, но и для современных путешественников отправляющихся на паромчике отдохнуть на пляжи сказочных островов.
Острова располагаются в Мраморном море недалеко от Константинополя и известны в истории как Княжеские острова, Красные острова или в современной турецкой версии - Адалар (Кызыл-Адалар - "красные острова"). В древности острова называли Демонисиевыми, по имении владельца медного рудника. Всего островов девять. В настоящее время только четыре из них свободны для посещения. Остальные необитаемы или в находятся в частных владениях.
Большая ошибка Константина Великого
Прежде всего необходимо отметить, что на Принцевых островах тюрем как таковых никогда не было, но их функции успешно выполняли монастыри, которых на каждом миниатюрном островке насчитывалось большое количество. Несмотря на кажущуюся близость материкового берега, бежать отсюда заключённым было сложно ввиду постоянных ветров и сильных течений.
Исследователи затрудняются точно определить автора идеи ссылать сюда неугодных статусных персон, но предполагают, что одним из первых был основатель Нового Рима Константин Великий, который по ложному доносу своей новой жены распорядился казнить своего сына и любимца Рима Криспа. Крисп прославился как талантливый полководец и был определён как наследник престола, однако оказался неугодным для своей мачехи, добившейся его ссылки во Фракию, где и привели в действие решение отца. Константин не желал изменить смертный приговор на пожизненное заключение, а когда вскрылись подробности преступления, общественность Рима стала бунтовать и отказалась повиноваться императору. Мать Константина провела собственное расследование и вывела на чистую воду его жену, которая вынуждена была признаться в своей клевете на Криспа. Но было уже поздно, а жизнь Константина оказалась под угрозой, что окончательно подтолкнуло его к скорейшему переносу столицы империи в Новый Рим и попутно принять решение о поиске места для ссылки рядом с новой столицей, чтобы в случае очередного кривосудия можно было вернуть в общество невинно осужденных.
№1. Остров Проти - "Первый"
Ближайшим островом к Стамбулу является Кыналыада более известный в истории как Проти, то есть первый к Новому Риму остров. На маленьком островке площадью чуть более одного квадратного километра располагалось не менее трёх монастырей в одном из которых находился в заточении император Михаил I Рангаве, который в ответ на предательство своего военачальника Льва Армянина в 813 году принял решение постричься в монахи и отправиться в добровольное изгнание на Проти, где благополучно скончался в 844 году.
А вот Романа I Лакапина в 944 году свергли и сослали на Проти собственные сыновья Константин и Стефан, которые персонально сопроводили туда своего отца. По иронии судьбы в 945 году незадачливых братьев тоже свергли и отправили на Проти к отцу, который принял их с распростёртыми объятиями и упрёками: "Я их породил, а они меня презирали!". Правда, по распоряжению Константина VII братьев вскоре раскидали по другим островам, одного перевели на Антигони, а другого на Андеровитос, чтобы избежать коллективного заговора свергнутой семьи.
На вершине острова ранее располагался монастырь построенный по приказу Романа IV Диогена - одного из лучших правителей Византии. Но, впоследствии заказчик строительства сюда же и был сослан в результате происка родного брата Константина X - Иоанна Дуки, сумевшего путём интриг сместить Романа IV и возвести на престол своего племянника Михаила VII. Роман IV Диоген был ослеплён и сослан на остров где и умер в 1072 году.
№2 Остров Антигони (Бургазада)
Изначально островок назывался Панорм, а в 298 году до н. э. его заприметил Дмитрий (Деметрий) Полиоркет, сын одного из военачальников Александра Македонского Антигона I Одноглазого. В борьбе против Лисимаха Фракийского и Кассандра Македонского Дмитрий на этом островке построил крепость, чтобы закрепиться на Мраморном море, а сам остров назвал в честь своего отца.
Но примечателен остров монастырём Святого Георгия в темнице которого на протяжении семи лет с 847 по 843 года томился патриарх Константинопольский Мефодий I Омологет (Исповедник) отправленный на Антигони императором Феофилом за отказ поддержать иконоборчество. Легенды гласят, что Мефодия бросили в подземелье монастыря с двумя разбойниками, один из которых вскоре умер и его тело намерено не выносили из тёмного, сырого помещения. Благодаря местному рыбаку, который на свой страх и риск приносил опальному патриарху масло для лампадки, Мефодий с честью выдержал выпавшие на его долю испытания и ещё при жизни был окружён ореолом славы мученика.
В 842 году по распоряжению того же Феофила Мефодий был освобождён из своей темницы якобы для того, чтобы разъяснить некоторые моменты в Священном Писании, на что не оказался способным действующий патриарх Иоанн VII. В 843 году Мефодий был вновь избран на патриаршество.
№3. Остров Халки (Хейбелиада)
Именно этому острову архипелаг и обязан своему первоначальному названию - Красные острова, так как на этом острове находился древний медный рудник (Халкос - "медь"). Медь здесь была необычайно высокого качества и шла на изготовление статуй для храмов и императорских дворцов.
Предполагается, что христианские монастыри здесь возникли ещё до того как Константин Великий перенёс столицу Римской империи в Новый Рим (Константинополь). Но остров интересен тем, что здесь находится последний монастырь построенный в Византийской империи накануне падения Константинополя в 1453 году. Этот монастырь Иоанна Предтечи обязан своим появлением императору Иоанну VIII Палеологу, который распорядился построить его в память о своей третьей жене Марии Комнин. Император так любил подолгу путешествовать по Западной Европе, что по прибытию в Константинополь в 1440 году не застал свою последнюю супругу в живых. Сильная скорбь императора привела его к мысли о необходимости увековечить память о союзе двух царственных особ в виде нового монастыря, от которого до наших дней сохранилась лишь маленькая часовня.
Что касается заключённых благородного происхождения, то на этом острове в монастыре Святой Троицы с 820 года находились в ссылке супруга императора Льва V Армянина Феодосия со своими детьми, причём по приказу нового императора Михаила II мальчики, в том числе сын и соправитель Льва V Константин Симбат были оскоплены, чтобы в будущем не могли претендовать на престол, но при этом действующий владыка проявил "милость" регулярно пересылая ссыльным доходы от их имущества.
№4. Принкипо - Княжий остров (Бююкада)
Самый большой остров архипелага Бююкада (Принкипо или Принкипос), куда едут на отдых большинство путешественников останавливающихся в Стамбуле. Примечателен высокими и обрывистыми берегами, густым лесом и древними монастырями. Первые известия о находившихся здесь в ссылке влиятельных персон Византийской империи относится к VI веку, когда по приказу Юстиниана I Великого в 565 году на остров сослали патриарха Константинопольского Евтихия за учение о нетленности плоти Иисуса Христа. Именно этот остров и дал название целому архипелагу - Принкиповы острова, которые в русском написании стали именоваться Принцевыми. Никаких "принцев" сюда не ссылали.
В 635 году Ираклий I отправил на Принкипо в ссылку своего внебрачного сына Аталариха предварительно отрубив ему нос и руку. Как выяснилось впоследствии, Аталарих обвинённый в подготовке заговора против своего отца понятия не имел о готовящемся перевороте.
В 766 году по приказу императора Константина V Копронима ославившемся издевательствами над священнослужителями - сторонниками почитания икон, на остров Принкипо был отправлен патриарх Константин II, который хотя и сам был ярым противником почитания икон, тем не менее осудил подобную борьбу императора с еретиками, за что поплатился ссылкой на остров. На Принкипо патриарх пробыл около года, вскоре его вернули обратно в Константинополь, где унижая провели по улицам города, а после обезглавили.
В конце VIII века императрица Ирина строит на Принкипо женский монастырь, руины которого ещё просматриваются на острове. Первыми заключёнными монастыря стала невестка Ирины, супруга императора Константина VI (сын Ирины, который в борьбе за власть был ослеплён сторонниками своей матери и отправлен на один из Принцевых островов). Константин VI не ограничился ссылкой своей жены Марии, а заставил постричься в монахини и своих дочерей Ефросинью и Ирину, вскоре прибывших на Принкипо. В 823 году Ефросинью возьмёт в жёны новый император Михаил II Косноязычный, а другие узницы так и останутся на острове.
Императрица Ирина, одна из немногих из византийских женщин самостоятельно правившая империей, известна не только успешными интригами против своего сына Константина VI, но и положительными реформами в деле управления государством, за что вскоре снискала любовь простого народа. В преддверии переговоров с послами Франкского государства о браке с Карлом Великим с дальнейшим объединением двух империй в единое государство, императрица была свергнута заговорщиками во главе с Никифором и отправлена на Принкипо в монастырь, который сама же основала. Здесь Ирина пробыла меньше года, когда Никифор уже будучи императором прислал отряд, чтобы переправить в 803 году августейшую узницу на Лесбос, где она нестерпев сложных условий жизни и раскаявшись в своих грехах скончалась.
Интересен эпизод пребывания в ссылке на Принкипо другой самодержавной императрицы Зои Порфирородной, которая после смерти своего супруга Михаила IV допустила ошибку, провозгласив своего приёмного сына Михаила (Михаил V Калафат) новым императором. В "благодарность" за такую протекцию Михаил V в 1042 году сослал Зою на Принцевы острова, откуда её вызволил Константин IX Мономах, дедушка Владимира Мономаха.
Список пребывающих в заточении на острове Принкипо очень длинный, можно отметить ещё таких ярких персон как Ирина Дукена Ласкарин, дочь никейского императора Фёдора II, Анна Далассина, мать императора Алексея I Комнина, дочь грузинского царя Баграта IV Мария Аланская сосланная на остров своим супругом Алексеем I Комнином, более не нуждающегося в её политической поддержке.
Последним крупным государственном деятелем, который был сослан на остров, был византийский император Михаил VII Дука свергнутый и ослепленный в 1078 году. Правда, существует версия, что последние дни император доживал непосредственно в Константинополе.
№5. Седеф - Фисташковый остров
Крайний из Принцевых островов остров Седеф (Перламутровый остров), располагается восточнее от острова Бююкада (Принкипо). Изначально остров назывался Теребинт (Андеровитос) за счёт произраставших здесь терпентинных деревьев из рода фисташка, почему у русских путешественников это остров так и назывался - Фисташковый остров. Красивая турецкая легенда гласит, что данные деревья на остров завёз зять султана Абдулы Меджида, но на самом деле эту работу выполнили ещё древнегреческие переселенцы. В настоящее время остров находится в частных владениях и на него можно полюбоваться с берега Принкипо, благо до островка всего метров 250-300.
Историки же именуют сей клочок суши островом Двух Патриархов. В 857 году сюда был сослан патриарх Константинопольский Игнатий, который находился в состоянии затяжного конфликта с регентом Михаила III ("византийский Нерон") Вардой и прилюдно отлучил его от причастия за аморальный образ жизни. В 867 году патриарх был освобождён из заточения Василием Македонянином, до этого сместивший своего соправителя Михаила III, и восстановлен в должности. А вторым патриархом на острове, но уже светским, оказался уже знакомый нам Константин, сын Романа Лакапина. Его сюда перевели в 945 году, а после отправили во Фракию, где после попытки к бегству казнили.
№6. Остров демократии и свободы
Это официальное название острова Яссыада (Плоский остров) с 2013 года - Остров демократии и свободы. Изначально именовался как Плати (Платос - "ровный"). Самый загадочный из всех островов благодаря обилию руин древних храмов и церквей. На острове до сих сохранилась часть подземелий которые использовались в качестве темниц, складов и цистерн. Именно с него и началась практика ссылки особо важных персон империи. Так, одним из первых заключённых острова (вторая половина IV века) являлся один из основателей армянской православной церкви патриарх Нерсес I Великий сосланный на остров римским императором Валентом за то, что патриарх осудил его за приверженность арианству. В монастыре Сорока мучеников отбывал ссылку свергнутый император Михаил I Рангаве вместе со своей супругой Прокопией и сыновьями Феофилактом (Евстратий) и Никитой (стал патриархом Игнатием).
В 1960-1961 годах на острове проходил ряд судебных процессов, в частности над премьер-министром Турции Аднаном Мендересом и министрами его кабинета, которые были свергнуты в результате военного переворота. Политические деятели были приговорены к смертной казни и им не помогло заступничество мировых лидеров, поэтому в память об этом несправедливом событии остров так необычно переименовали.
№7. Оксия - Сивриада
С этого острова не пытались бежать, наоборот, стремились всеми путями добраться и искать единения с Богом. В византийские времена на небольшом островке была построен дом для сирот, церковь Архангела Михаила и монастырь, из стен которого вышло несколько патриархов. Добровольно в изгнание на остров отправился патриарх Константинопольский Михаил II Куркуас, который в 1146 году понял, что не подходит для управления церковными делами империи, за что снискал уважение современников.
В 1073 году на острове спасался бегством Иоанн Дука, брат императора Константина Х, опасаясь расправы со стороны Никифорицы - регента Михаила VIII. Правда, сам Никифорица вскоре сам оказался в опале и также оказался на Оксии в 1078 году, где умер от пыток.
При Османской империи остров запустел, византийские постройки пришли в упадок, а по распоряжению губернатора Стамбула всю бродячую и нездоровую живность (от кошек до лошадей) города свозили сюда на судах и бросали на произвол судьбы. По приблизительным оценкам, одних только бродячих собак свезли не менее 80 000.
Выводы. Принцевы острова играли важную роль в исправительной системе Византийской империи и были рассчитаны на гуманное (насколько это возможно сказать) содержание политических и религиозных оппонентов. Несмотря на отсутствие тюрем как таковых, с их функцией прекрасно справлялись монастыри, которых насчитывалось не менее 14, большая часть из них была разрушена в результате карательной операции турок во времена Османской империи. С конца XII века Принцевы острова более не использовались в Византии как место ссылки и заключения влиятельных персон, что было связано с общим упадком государства, однако в Османской империи, на некоторое время, вновь обрели свой прежний статус для потенциальных претендентов на трон султана.
В продолжение темы о "местах не столь отдалённых", читайте:
__________________________