Найти в Дзене
АПИ – LegalPress.Ru

Иеговистов и журналистов оградили от уголовной ответственности

01.11.2021. АПИ — Участие в экстремистской организации и дискуссии на национальные темы сами по себе не являются преступлениями. К такому выводу пришел Верховный суд России.

Справка

По данным Генеральной прокуратуры России, в 2020 году было выявлено 833 преступления экстремистской направленности (рост за год – 42 процента), в том числе 367 деяний, связанных с публичными призывами к осуществлению экстремистской деятельности.

По данным портала «Судебные решения РФ», за тот же период суды рассмотрели такие уголовные дела в отношении 365 обвиняемых, 286 (78 процентов) признали виновным, один был оправдан. К административной ответственности за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, привлечено 756 человек.

Действующий Уголовный кодекс РФ предусматривает строгую ответственность за участие в деятельности запрещенных или признанных экстремистскими объединений и организаций. Причем согласно принятым еще в 2011 году разъяснениям высшей инстанции, таким преступлением является не только пропаганда деятельности организации, но и «непосредственное участие в проводимых мероприятиях».

По предложению Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека служители Фемиды согласились исключить привлечение к уголовной ответственности лиц, в отношении которых не установлены какие-либо конкретные действия, связанные с возобновлением или продолжением деятельности экстремистской организации. Также преступлением не будет признаваться деятельность, не содержащая признаков экстремизма и «состоящая исключительно в реализации своего права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе посредством индивидуального или совместного вероисповедования, совершения богослужений или иных религиозных обрядов и церемоний». «Представляется, что такое разъяснение позволит унифицировать имеющуюся практику применения статьи 282.2 Уголовного кодекса РФ и избежать случаев необоснованного привлечения к уголовной ответственности лиц исключительно в связи с внешним проявлением своего отношения к религии», – заявила на состоявшемся 28 октября заседании Пленума Верховного суда России судья Елена Пейсикова.

Также высшая инстанция указала на обязанность оценивать умысел обвиняемых в публикации экстремистских материалов, призывов к нарушению территориальной целостности страны, возбуждению ненависти и вражды. Само по себе размещение спорной информации в сети Интернет, в том числе на своей странице или на страницах других пользователей социальных сетей, может признаваться преступлением, только если обвиняемый осознавал направленность противоправных деяний. Для оценки умысла судам предписывается учитывать форму и содержание информации, ее контекст, комментарии или иное выражение отношения к ней обвиняемого, факт личного создания либо заимствования (репост) соответствующих материалов, содержание всей страницы пользователя. О наличии или отсутствии преступного умысла должны свидетельствовать и данные о личности подсудимого, в том числе приверженность радикальной идеологии, участии в экстремистских объединениях, факты привлечения к административной или уголовной ответственности за правонарушения и преступления экстремистской направленности, объем, частота и продолжительность размещения информации, интенсивность обновлений и так далее.

Не признается преступлением и публикация «суждений и умозаключений», использующих факты межнациональных, межконфессиональных или иных социальных отношений в научных или политических дискуссиях и текстах. При условии, что такие мнения не имеют намерения возбудить ненависть или вражду либо побудить других лиц к осуществлению экстремистской деятельности или совершению иных противоправных деяний.

Отметим, что нередко обвинения в участии в экстремистской деятельности предъявлялись рядовым членам запрещенных организаций, в том числе религиозного движения «Свидетели Иеговы». Например, подтверждением преступной деятельности москвича Жеребцова признали участие его во встречах иеговистов, на которых в том числе предлагалось приобрести запрещенную литературу. Тогда как согласно определению Конституционного суда России, законодательство «не затрагивает гарантированное гражданину право индивидуально исповедовать избранную им религию» (АПИ подробно писало об этом – Иеговистам разрешили молиться в одиночестве).

Напомним, что с 2019 года впервые уличенные в экстремистских публикациях (проявлениях так называемого hate speech – «языка вражды»), в том числе сообщений в социальных сетях и на иных интернет-ресурсах, привлекаются к административной ответственности. Уголовная грозит только совершившим повторный проступок в течение года, а также авторам призывов к насилию и деяний, совершенных с использованием служебного положения. Тогда как Европейский суд по правам человека считает возможным привлечение к ответственности владельцев страниц в социальных сетях, не удаливших экстремистские комментарии других пользователей (читайте – ЕСПЧ: пользователи социальных сетей несут уголовную ответственность за комментарии друзей).