При въезде в Дилижан дорожные знаки начинают указывать на различные курорты и отели. Однако в глаза сразу бросается одна особая вывеска: большая синяя доска с надписью «Дом творчества композиторов имени Эдварда Мирзояна». Она ведет к одному из самых известных культурных центров времён Советского Союза.
В начале 1960-х годов существовал план строительства композиторского курорта в одной из закавказских советских республик. И Грузия, и Азербайджан хотели реализовать проект на своей территории. Пока эти страны вели переговоры с государственными чиновниками, композитору Эдварду Мирзояну, возглавлявшему в то время Союз композиторов Армении, удалось быстро получить все необходимые разрешения и немедленно приступить к реализации проекта в Советской Армении. Однако это оказалось непростой задачей.
Когда Антон Кочинян, первый секретарь Коммунистической партии Армении, дал разрешение государства на строительство курорта, следующей задачей Эдварда Мирзояна стал выбор места. «Я осмотрел 12 мест по всей Армении, четыре из них по совету Кочиняна. Я посмотрел на Лори, Агверан, озеро Парз (Кочинян обещал, что дороги будут отремонтированы), но я не согласился строить ни в одном из этих мест…», — написал Мирзоян в своих воспоминаниях.
Однако оказалось, что озеро Парз (Парз лич) было предпочтительным местом для властей. Несколько высокопоставленных чиновников из Москвы, которые отвечали за проект, даже приехали в Армению, чтобы осмотреть именно этот район. Хотя они не смогли добраться до озера из-за ужасного состояния дорог, тем не менее решили, что это подходящее место и что строительство должно немедленно начаться именно здесь. Эдвард Мирзоян был недоволен этим решением, потому что ему говорили, что комаров вокруг этого озера очень много. Мирзоян не позволил бы проекту быть реализованным в районе, который не подходил для его предполагаемой цели — творческой работы и отдыха. Он выступил против первоначального решения и сказал Кочиняну, что отказывается строить курорт возле озера Парз.
«Я вижу, что от вас никуда не деться. Мы сохранили одно место в Головино (район недалеко от Дилижана). Ты можешь забрать его вместе с садом. Вы можете начать строительство курорта композиторов», — сказал Антон Кочинян Эдварду Мирзояну.
Жена Эдварда, Елена Мирзоян, вспоминала, что муж был настолько вовлечен в процесс строительства в Дилижане, что даже следил за расстановкой люстр в коттеджах. «Однажды он пришел домой с работы и сказал мне, что немедленно едет в Дилижан. Когда я спросила почему, он сказал, что ему нужно было точно сказать строителям, где ставить розетки», — вспоминала Елена Мирзоян.
В 1963 году Союз композиторов Дилижанского курорта открыл свои двери в виде восьми коттеджных построений, спроектированных специально для композиторов. Они были построены на достаточных расстояниях друг от друга, чтобы не мешать другим при воспроизведении музыки. На протяжении многих лет добавлялось все больше коттеджей и других функциональных зданий. На участке также росли яблони и небольшая теплица. После открытия курорт почти сразу стал одним из самых популярных мест среди советских музыкантов.
«Это был тихий уголок, идеально подходящий для творческой работы среди лесов с удивительно свежим воздухом. Он сразу же стал любимым местом, потому что имел всесоюзное значение. Сразу после его открытия в нем начали проводиться музыкальные недели и дни культуры различных стран — Болгарии, Польши, Чехословакии, Германии. Здесь также проходил форум советских и итальянских композиторов. И поскольку комплекс был красивым и удобным местом, многие важные культурные мероприятия были организованы здесь, а не в Москве», — делился воспоминаниями композитор Ерванд Ерканян, который в 1970-х годах входил в социальные и культурные круги Дилижана.
Еще одним уникальным аспектом курорта Союза композиторов Дилижана было то, что он быстро стал культурным центром для многих всемирно известных гостей. Здесь, спрятавшись в небольшом горном уголке Армении, можно было поиграть в футбол с известным российским композитором Дмитрием Шостаковичем или армянским композитором Арно Бабаджаняном. Также тут можно было встретиться с известным художником Мартиросом Сарьяном или пособирать грибы с одной из самых известных балерин своего времени Майей Плисецкой.
На этом курорте бывали музыканты, композиторы, писатели и художники со всего мира, в том числе Арам Хачатурян, Бенджамин Бриттен, Кшиштоф Мейер, Гия Канчели, Феликс Глонти, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Родион Щедрин, Анна Зегерс и Ганс-Ульрих Бухгольц. В комплексе создали все необходимые условия для продуктивного процесса творческой работы. Советский композитор Дмитрий Шостакович был в Дилижане четыре раза. Во время своих визитов он сочинил свой знаменитый струнный квартет № 9, а также музыку к советскому фильму «Гамлет».
«Я помню, что Шостакович всегда останавливался в коттедже № 8. Перед ним было футбольное поле. Однажды у нас был футбольный матч. Арно Бабаджанян возглавлял одну команду. Композитор Родион Щедрин со своей женой Майей Плисцкой вели другую. Судьей был Шостакович. И каждый раз, когда кто-то ударялся о деревья и падали яблоки, он злился и назначал наказание», — вспоминала Елена Мирзоян.
В 1965 году всемирно известный британский композитор Бенджамин Бриттен и его друг, певец Питер Пирс, также приехали в Дилижан. Советская Армения организовывала «Days of Benjamin Britten», и Дилижан стал принимающим городом. Во время своего пребывания Бриттен сочинил цикл песен для высокого голоса и фортепиано и посвятил его своим друзьям, Галине Вишневской и Мстиславу Ростроповичу, которые также отдыхали в Дилижане.
В 1970-е годы люди со всего мира приезжали в Дилижан не только отдыхать и творить, но и увидеться со своими коллегами, а также окунуться в культурную атмосферу. «Есть запись, где грузинский композитор Феликс Глонти признается, что, хотя у них уже есть курорт для грузинских композиторов в Боржоми, он предпочел приезжать в Дилижан только для того, чтобы встретиться с композиторами Эдвардом Мирзояном, Арно Бабаджаняном и Газаросом Сарьяном. Для него в Дилижане была совершенно другая атмосфера. Композиторы приходили, обменивались идеями, показывали друг другу свои работы», — вспоминает Елена Мирзоян.
Еще одним известным гостем курорта был основатель современной армянской школы живописи Мартирос Сарьян. Елена Мирзоян рассказала также историю и о нём: «Каждое утро он стоял на своем балконе и говорил: "Это потрясающе!" Однажды пришла уборщица и сказала нам, что Сарьян сошел с ума и каждый день повторяет одну и ту же фразу. Но, конечно, это было не так. Он был так очарован природой, что повторял одну и ту же фразу каждый божий день».
Годы, проведенные в так называемом «Дилижанском лагере композиторов», были особенными не только для деятелей искусства, но и для их семей и детей. Профессор Аршак Мирзоян, сын Эдварда Мирзояна, с удовольствием вспоминает свои дни в Дилижане: «Я провел там все свое детство, и это были счастливые дни. Для нас было нормально встретить Майю Плисецкую по дороге в кафетерий. И я помню, как Арно Бабаджанян собирал всех детей и рассказывал истории. Теперь, спустя много лет, я понимаю, какой привилегией я обладал».
Эдвард Мирзоян никогда не прекращал работать над улучшением комплекса. Он вскоре понял, что ему нужен концертный зал — особое место для демонстрации плодов творческих умов, которые в нем размещались. Однако это было бы еще одной проблемой: в 1980-е годы советские власти не стремились строить концертные залы, такие проекты зачастую не финансировались, но Мирозян точно знал, как реализовать задумку. Это случилось в Большом театре в Москве в 1980-х годах, где советские официальные лица отмечали 200-летие немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Представители советских стран вышли на сцену, чтобы выступить с речами. Когда настала очередь Мирзояна, он вышел на сцену и рассказал о роли Бетховена в культуре Армении, а в самом конце добавил: «Мы почти закончили строительство Концертного зала Бетховена в Дилижанском ретритном центре композиторов». Дело в том, что в момент этой речи строительство еще даже не началось. Но из-за того, что миру уже было объявлено о концертном зале имени Бетховена в Дилижане, советским властям пришлось быстро одобрить финансирование, чтобы не ставить себя в неловкое положение.
«За концертным залом стоит очень интересная история. Я помню, как однажды мы поехали туда с моим отцом, чтобы посмотреть, как идет строительство. Рабочие очень плохо построили одну из стен. Я никогда не видел своего отца таким сердитым. Он спросил их: "Вы строите сарай или культурное место?" Им пришлось снести стену и построить ее заново. Другой проблемой для концертного зала стала его акустика, — делился воспоминаниями сын Эдварда, Аршак Мирзоян. — Мой отец представил себе сопоставление "Лунной сонаты" Бетховена и вида на Луну из огромных окон. Но специалистам по акустике не понравилась идея стеклянного окна и форма зала в целом. Один из них сказал, что хорошая акустика требует сноса стены. Другой сказал, что потолок должен быть выше. Мой отец был очень опечален. Несколько дней спустя по дороге в аэропорт он отвез специалистов по акустике в монастырь Гегард. К счастью, в монастыре пело несколько человек, и все эксперты были поражены великолепной акустикой. И прямо там, стоя в Гегарде, они решили построить потолок концертного зала по образцу потолков армянских монастырей».
В 1984 году, казалось бы, невозможная идея Эдварда Мирзояна была наконец реализована. Акустика концертного зала Бетховена стала одной из лучших в Армении. Из больших стеклянных окон открывается вид на пышный лес. Концертный зал на 600 мест официально открылся 28 января 1984 года специальным концертом. Елена Мирзоян вспоминала, как всех поразило исполнение Тихона Хренникова, российского пианиста и главы Союза советских композиторов, который выступал на первом концерте. Он отметил, что зал в Дилижане сравнивали с Большим залом Московской консерватории. Дирижером открывающего концерта был Валерий Гергиев.
До 1990-х годов Дилижанский курорт Союза композиторов продолжал оставаться одним из самых активных центров для музыкантов. Однако после распада Советского Союза недавно получившая независимость Республика Армения, охваченная войной, искалеченная экономическими трудностями и все еще восстанавливающаяся после разрушительного землетрясения, не смогла выделить ресурсы, необходимые для ее поддержания.
В 1991 году Эдвард Мирзоян ушел с поста главы Союза композиторов Армении и прекратил свою деятельность, связанную с курортом в Дилижане. В течение последних 30 лет курорт продолжал принимать гостей, но его лучшие времена все же давно прошли. Сегодня он нуждается в инвестициях и надлежащем уходе, чтобы вновь стать значимым культурным центром для местных и международных музыкантов.
В 2013 году Курорт композиторов был назван в честь Эдварда Мирзояна, человека, который вложил в проект свое сердце и душу. Без него комплекс никогда бы не стал международным центром для известных музыкантов и художников и гордым примером того, что Армения может предложить миру.
Источник: EVN Report, статья Арпине Ароян