Найти в Дзене

Раннее развитие: "после трех уже поздно"?

Прежде всего, необходимо определиться, что же такое раннее развитие. Под ним обычно понимают комплекс мер, направленных на улучшение у ребенка логического мышления, развитие памяти, внимания, эмоционального интеллекта, а также раннее обучение чтению, арифметическим действиям, нотной грамоте, игре на музыкальных инструментах и т.д.

О том, что всё это действительно необходимо для гармоничного развития ребенка, никто не спорит. Весь вопрос в том, насколько рано нужно начинать систематическое и целенаправленное обучение.

В мире одним из первых заговорил о необходимости именно раннего (и даже сверхраннего) развития Масару Ибука - японский инженер и предприниматель, один из основателей корпорации "Sony". Его единственный сын и наследник сильно отставал в развитии, что заставило отца разработать свою собственную систему обучения - так же тщательно, как он разрабатывал электронные схемы. В ходе своих исследований ученый пришел к выводу, что с ребенком необходимо начинать заниматься как можно раньше. Свои новаторские размышления он изложил в книге "(Откладывать) до школы слишком поздно" (1971). В Японии книга моментально стала бестселлером; в итоге на ней была основана государственная программа развития японских детей. Особое внимание Ибука уделял обучению эмоциональному интеллекту и игре на музыкальных инструментах. Шесть лет спустя книга была переведена на английский под названием "В детском саду уже поздно", и только в 1991 г. добралась до русского читателя. В русском переводе книга стала называться "После трёх уже поздно". Обратите внимание на такую разную интерпретацию названия: сам Ибука говорил о дошкольном образовании (т.е. до 5 лет, когда японские дети идут в начальную школу), а мы говорим именно о 3 годах. И если для японских дошкольников приоритетным является обучение музыке, то на постсоветском пространстве под ранним развитием прежде всего понимают именно обучение школьным навыкам - чтению, письму, счету.

В СССР же фактически первыми заговорили о раннем развитии и создали свою уникальную методику развития малышей супруги Борис и Лена Никитины. Надо сказать, что они начали свои исследования несколько раньше, чем Ибука (1965 г.), но широкой общественности за пределами СССР они стали доступны намного позднее. Будучи родителями семерых детей, Никитины прославились не только своими экстремальными методами закаливания, но и развитием интеллекта буквально с рождения. К 3-4 годам младшие Никитины бегло читали и справлялись со сложными логическими головоломками. Сейчас, когда дети Никитиных уже успели сами обзавестись внуками, существует популярный миф о том, что никто из них так и стал успешен в жизни, - следовательно, раннее развитие ни на что не влияет. Между тем, это не так: многие поступили в престижные вузы, нашли хорошую работу, кто-то выбрал путь свободного журналиста, а кто-то по примеру родителей самореализовался в большой и дружной семье. Самое главное, что все выросшие дети сумели найти свое место в жизни. Но повлияло ли на это их раннее развитие? Или просто перед глазами был хороший пример родительской семьи?

Если концепция Ибуки была в основном встречена с восторгом, то у методик Никитиных было достаточно много критиков, в том числе и среди профессиональных педагогов. Но ведь трехлетний ребенок самой природой нацелен на постижение новых знаний, обучение родному языку, абстрактному мышлению и действиям с предметами; если в этот период показать ему буквы и цифры, они усвоятся так же легко и просто, как всё остальное, - парировали Никитины. А вот позже уже придется учить ребенка долго и целенаправленно, так не проще ли это сделать в раннем возрасте?

О том, как относятся к раннему развитию сегодня, вредно оно или полезно в действительности, читайте в наших следующих статьях. Уже скоро!