Это популярное в своё время фото принадлежит объективу знаменитого американского фотографа латвийского происхождения Филиппа Халсмана, который любил создавать необычные снимки задолго до появления фотомонтажа.
Для получения нестандартных эффектов приходилось прикладывать нешуточные усилия и делать множество дублей. Зато в итоге получались вот такие шедевры, как Dali Atomicus с Сальвадором Дали в главной роли.
Сегодня снимок Халсмана можно легко воссоздать в фотошопе, однако в 1948-м году для такого сюжета нужны были настоящие декорации и живые натурщики. В главной роли для этого фото выступал сам Сальвадор Дали, а второстепенными персонажами были кошки, которых пришлось подбрасывать в воздух целый 28 раз.
Идея подобной фотосессии пришла к Дали, когда он был одержим мыслями о феномене движения атомов: в то время, как сами они вращаются вокруг ядра, предметы, состоящие из них, выглядят статичными.
Со своей идеей Дали пришёл к Халсману, однако изначальный её вариант был шокирующим: художник предлагал фотографу взорвать утку и запечатлеть этот процесс на снимке. К счастью, Халсман отказался, и мастера сошлись на летающих кошках.
Съёмки длились около шести часов. Держать стул помогала жена фотографа Ивонна, а его дочь Ирэн и другие помощники выливали воду из вёдер и вбрасывали в кадр кошек.
Так описывает процесс съёмки издание Behind the photo:
Фотограф отсчитывает: Раз… Его жена Ивонн поднимает стул. Два… Ассистенты готовятся с водой и кошками. Три… Ассистенты подбрасывают кошек справа и выливают ведро воды слева. Четыре… Сальвадор Дали подпрыгивает… и, миллисекунды спустя, Филипп Халсман делает снимок. Щёлк!… На самом деле 28 раз “щёлк!”.
После того, как кадр снят, фотограф идет в тёмную комнату, чтобы проявить снимок; ассистенты в это время вытирают пол, ловят и успокаивают кошек; Ивонн и Дали делают передышку и готовятся к следующему кадру.
Пока Халсман проявлял плёнку и смотрел, получилось ли что-нибудь стоящее, Ирэн ловила кошек и сушила их полотенцем. Так было целых 28 раз, пока фотограф, наконец, не получил полностью удовлетворяющий его снимок.
На неподходящих кадрах Халсман делал пометки, отмечающие, что именно не так с фотографией. На этих снимках было написано: «Вода попадает на Дали вместо кошки», «Помощница попадает в кадр», «Стул закрывает лицо Дали» и т. д.
В итоге, качественный кадр всё-таки был получен, но и его пришлось ретушировать. В печать вышла версия фото без рук, держащих стул, и без лески у висящей сбоку картины. Кроме того, на конечном варианте центральное полотно имеет изображение, в то время как в черновой версии видна одна лишь рамка.
Кошкам, конечно, в процессе съёмок пришлось несладко, хотя сам фотограф утверждал, что они пострадали меньше всего. «Мои ассистенты и я сам промокли насквозь, перепачкались и были близки к полному изнеможению, только кошки выглядели как новенькие», — отмечал Халсман.