На полях интернет-сражений идет нескончаемая битва на тему того, какую из классических хоррор-франшиз стоит считать лучшей в истории жанра: "Пятницу, 13-е", "Хэллоуин" или же "Кошмар на улице Вязов". При всей мой любви к ужасам, я ценю эти ленты исключительно, как произведения искусства и краеугольные камни кинохорроров, но особенных эмоций они у меня не вызывают - многочисленные сиквелы, ремейки и ребуты так и вовсе вызывают только кривую ухмылку. Но порой возникают поводы рассказать и об этом, не самом ценимом мной пласте. Например, сегодня - Питеру Джексону исполнилось 60 - и это отличный повод рассказать о том, как он НЕ снял "Кошмар на улице Вязов".
В продолжение темы сравнения миров Фредди Крюгера, Майкла Майерса и Джейсона Вурхиса нужно обязательно отметить, что "Кошмар на улице Вязов" выгодно отличает от конкурентов то, что его главный злодей обладает "даром" проникать на территории, человеку не подконтрольные - в сны. Здесь, внутри сюрреалистических грез Крюгер абсолютно всесилен и наиболее опасен - а люди, наоборот, уязвимы, подконтрольны и дезориентированы. Преимущество Фредди, когда речь заходит о снах, кажется неоспоримым.
Однако, именно с этой-то мощью авторы в какой-то момент не смогли справиться - уже с третьего фильма серии стало очевидно, что зрительский интерес идет на спад, что страх сменяет безразличие или даже смех, что Фредди из культового суперзлодея превращается в пародию на самого себя. "Кошмар на улице Вязов 5: Дитя сна" показал, что франшиза завалилась в крутое пике, и студия New Line Cinema наконец-то решила не просто штамповать продолжения одно за другим, а подумать о том, что они делают, зачем и как.
Именно перед запуском в производство шестой картины продюсеры будущей ленты заказали не один, а сразу несколько сценариев, чтобы посмотреть, каким образом можно не просто выбраться из ямы, а начать новое поступательное движение к вершинам успехов, которые покорились Уэсу Крейвену на старте работы с Фредди Крюгером. В конечном итоге для "Последнего кошмара" был выбран скрипт, написанный Рэйчел Талалэй (она же выступила и режиссером шестой части "Вязов"), но нас интересует тот факт, что одним из претендентов на то, чтобы оставить свое имя на постере с фильмом о Крюгере, был Питер Джексон, будущий автор "Властелина колец" и "Хоббита".
Джексон к моменту встречи с продюсером "Кошмаров" Робертом Шэем зарекомендовал себя дерзким молодым выскочкой с нестандартным взглядом на жанр хоррора. Его "Плохой вкус", несмотря на любительский бюджет, скромные спецэффекты и участие непрофессиональных актеров, добрался до Канн и был продан для показа на 12 территориях. Режиссер работал над дебютной лентой почти семь лет, при этом оставаясь открытым к другим предложениям и для получения нового опыта. Это привлекло New Line, и Джексон получил заказ на сценарий нового фильма о Фредди Крюгере.
Питер с энтузиазмом принялся за написание новой страницы в истории одного из самых любимых своих киноперсонажей, и уже через весьма короткий срок его совместный с Дэнни Мулроном, актером и писателем из Новой Зеландии, сценарий был отправлен на рассмотрение боссам студии. Новую картину Джексон планировал назвать "Кошмар на улице Вязов: Любовник из сна" (A Nightmare on Elm Street 6: The Dream Lover - корявый перевод, знаю), а ее сюжет строился вокруг утраты Крюгером господства внутри снов и последующего восстановления этих сил.
По придуманному Джексоном и Мулроном сюжету, к шестой части Спрингвуд окончательно избавился от страха перед Фредди, больше того, подростки и молодежь начали специально принимать снотворное, чтобы проникнуть в сны и сразиться с оказавшимся неготовым к такой наглости Крюгером. Для злодея все это превращается в настоящую пытку, пока, наконец, ему не удается переломить сражение в свою пользу, добиться нескольких смертей и снова воцариться на троне столь облюбованного им Царства снов. В частности, Фредди должен был убить самого младшего из тех, кто его во снах задирал, затем ему предстояла встреча с копом, который отправился в сны, дабы покончить с Крюгером и его перчаткой, и наконец, в финале столкнутся должны были злодей из снов и сын полицейского, который отправился на поиски отца. Сценарий заканчивался гибелью Фредди Крюгера, но все было не так однозначно, как в фильме с кричащим названием "Фредди мертв".
Если бы "Любовник из сна" увидел свет и обрел бы популярность, то Джексон вполне мог двинуться с обновленным Фредди Крюгером дальше - предполагалось, что злодей окончательно переместится из снов в реальный мир, поскольку в грезах он уже не был в безопасности. Это могло дать франшизе новый импульс и интересное направление для развития, но, как мы знаем, продюсеры избрали иной путь, и "заготовка" Джексона-Мулрона отправилась в ящик нереализованных идей. Истинных причин того, почему сценарий новозеландцев был отвергнут, мы уже не узнаем - вполне вероятно, студия в какой-то момент утратила интерес к серии и предпочла историю Талалэй, ведущую к развязке, сюжету Джексона, являющемуся, по сути, мягким перезапуском.
Впрочем, еще не известно, пошло бы более тесное сотрудничество с "Кошмаром на улице Вязов" на пользу самому Питеру Джексону. Весьма вероятно, что при одобрении его варианта сценария, Джексону было бы предложено и режиссерское кресло, а в случае успеха шестой картины он мог привязаться к франшизе надолго. Это повлекло бы отказ режиссера от собственных "Живой мертвечины", "Страшил" и "Небесных созданий", а Крэйвену не позволило бы вернуться с триумфальным "Новым кошмаром". С другой стороны, Крэйвен явно ознакомился с драфтом Джексона, иначе его седьмой фильм о Фредди не повторял бы некоторые детали нереализованного сценария "Любовника из сна". Кто знает - выйди фильм Питера Джексона - не сподвигло ли бы это Крэйвена к сотрудничеству с молодым сценаристом и режиссером в работе над, например, "Криком"?
Но что-то я и сам слишком глубоко стал погружаться в мечты и грезы. Я конечно, люблю альтернативные сценарии и прочие Что-Если-Вселенные, но в них всегда нужно вовремя останавливаться, иначе воронка вероятных и невероятных возможностей затянет без следа. А у меня еще столько много тем для новых статей! Как обычно, рекомендую вам заглядывать на канал Киноведа в штатском почаще, не забывать комментировать новые статьи - читайте, смотрите, не болейте, берегите близких, бережно относитесь к своему сну, и...
Увидимся в кино! Обязательно увидимся. И скоро, я верю...
#кино #хоррор #кошмар на улице вязов #питер джексон #фредди крюгер